АЛЬТИНГ- 98


С 24 по 26 июля сего (1998) года в Подмосковье по Казанскому направлению прошел Первый Московский Альтинг.

Рискуя надоесть тем, кто читает эту статью, я все-таки расскажу, что такое альтинг (или всеобщий тинг). Для древней Исландии это было главное событие года, там разбирались наиболее значительные тяжбы, принимались законы, общие для всей страны. (Собственно, и сейчас в Исландии словом "альтинг" называется парламент). Но помимо этих весьма важных дел, альтинг для древних исландцев был прекрасным местом общения, которого всегда не хватало в этой довольно пустынной и даже сейчас малозаселенной стране. Многие люди могли видеться и поддерживать дружбу лишь раз в год. Например, вышедшая замуж дочь могла пожаловаться отцу на мужа (См. сагу о людях из Лососиной долины). Здесь договаривались о свадьбах, объявляли о разводах, молодые люди соревновались, показывая в спортивных играх удаль и умение. (Уже в XI веке в Исландии существовали игры типа футбола и хоккея, и если эти игры были относительно безопасны, то другие отличались тем, что в случае неосторожности игроков могли быть человеческие жертвы (См. саги о Гисли, о Греттире и Эгиле)). И, конечно же, на альтинге проходил важнейший торг года.

Почему мы выбрали в качестве названия для летней "тусовки" именно альтинг, а не, например, вече? Как это было сказано в приглашении, нынешняя жизнь клубов, занимающихся реконструкцией IX -XI веков, разбросанных по разным городам, разделенных уровнем развития и кругом интересов, напоминает скорее жизнь малых скандинавских хуторов, нежели больших славянских городов.

Кажется, общие законы нам пока не то чтобы очень нужны, да и особых конфликтов, которые можно было бы расценить как тяжбы, к счастью, нет, так что прошедший альтинг был для всех нас скорее все же общением (Хотя мне и было немного жаль - мое знание законов того времени так и пропало втуне, хотя, самостоятельно я бы им воспользоваться все равно не смогла - даже если в роли истца и выступала женщина, то ее интересы представлял мужчина (муж, отец или другой родственник)).

В пятницу утром был заезд команд. Помимо нас самих ("Наследие предков"), на альтинг приехали клубы "Ратник", "Серебряный волк", "Варяг" и команда Андрея Зимина (Прости, Итар Тасс, но я не знаю, как вы называетесь, но если скажешь при встрече, обязательно внесу исправления) и поставили свои шатры, ведь строить стены землянок и покрывать их навесами, как это описывается в сагах, пока не имело смысла - ведь неизвестно будет ли это место традиционным как поля альтинга в Исландии.

Конечно, рассказать обо всем невозможно, да и не нужно - тем, кого там не было, это вряд ли будет интересно, а те, кто там был, и так все помнят. С погодой нам сказочно (или сагово?) повезло, ведь в это лето было не так уж много дней без проливных дождей и холода или удушающей жары. Тем более что из-за плохой погоды мы чуть было не отменили альтинг, готовившийся два года.

На следующее утро, когда не только все встали и поели, но и изволили наконец вылезти из реки (а многие уже и не по первому разу), началась игра (дружина местного князя, "мирные жители" и две ватаги викингов). Сюжет, собственно, можно описать короткой формулировкой: сначала мы побили тех (или этих), а потом те и эти, объединившись, побили нас. Все развлекались, как умели, а умели в основном драться, торговаться и ругаться.

Но надо сказать, что некоторые эпизоды все же заслуживают внимания. Например, часть княжеской дружины привела девушку, заявив, что она бродила одна по лесу, наверное, заблудилась, а они ее спасли, взяв с собой, а то ее обязательно съели бы волки. Сама девушка отнюдь не проявляла восторга по поводу своего спасения - так, судя по всему, часто бывает. Но потом заявились родственники девицы, а именно жених. Но его за родственника не сочли, ладно был бы еще отец или старший брат, а женихом-то кто хочешь назваться может. Пришел отец. Тут уж ничего не поделаешь, пришлось отдать девушку, да еще и виру платить - за моральный ущерб. Правда не все дружинники были согласны с подобным решением, особенно с уплатой виры. Пришлось даже призывать к порядку более действенными способами нежели увещевание.

Видимо, для всех участников самый захватывающий момент был, когда на отдыхавшую от трудов праведных (сбора дани) и купавшуюся княжью дружину напал отряд викингов, а так как дружинники развлекались, почему-то не выпуская мечей и топоров из рук, то и просто так "умирать" не захотели. По непонятной причине именно отбивавшиеся, "будучи одетыми в один меч" получили наибольшее удовольствие от происходящего (должно быть, тонко почувствовали эпоху). Так что уже и после конца игры, да и на следующий день, масса народу залезла в воду и с большим азартом принялась рубиться, разбивая гладкие воды речки. Пытавшиеся проплыть мимо туристы на байдарках были просто в ужасе.

Лично я очень рада, что, не смотря на соответствовавшее времени викингов, а потому не слишком надежное защитное снаряжение, не было серьезных травм. Очень надеюсь, что так и будет впредь. Именно весьма похвальным отсутствием озверения и должны отличаться такого рода тусовки от спортивных турниров вроде тульского. Возможно, на слово "озверение" могут обидеться люди, участвующие в подобных турнирах. Но то, что в одной ситуации будет естественным и единственно возможным, в другой вызовет недоумение и отвращение.

Вечером в субботу был пир. Это было прекрасно - видеть такое количество единомышленников за одним столом, составленном из щитов настеленных на бревна.

Горел яркий костер, все ели, пили, пели песни. Пусть не все они были столь же древними как покрой нашей одежды, да и знатоков скальдического стихосложения слышно не было, но все было удивительно здорово.

Что касается одежды, мне кажется, что она не просто создавала колорит (это же не карнавал, все-таки), но диктовала по-своему тот быт, о котором редко вспоминают: готовку еды, мытье посуды, поход за дровами. Я думаю, что в эти моменты можно почувствовать X век ничуть не хуже, чем во время сражения, ведь именно одежда определяет свободу движений человека, а та в свою очередь определяет образ мыслей.

Увы, утром мне не пришлось посмотреть на первою общую битву, в которой , судя по доносившимся звукам, принимала участие большая часть съехавшихся на альтинг знатных людей. Однако вторая битва, происходившая в воде, была действительно впечатляющей, хотя и говорили прежде, что это "большое несчастье, когда бьется весь тинг" (сага о Ньяле).

После этого люди разъехались с тинга по домам, и некоторое время все было спокойно. Здесь кончается сага о Первом Московском Альтинге.

Штарева Таисия (Ауд).


Hosted by uCoz