ПРАЗДНИК В МИРСКОМ ЗАМКЕ. ![]() В конце августа 1998 года мы съездили в Белоруссию, где в Мирском замке - крепости XV в. князей рода Радзивиллов - проходил (привожу официальное название) Фестиваль романтической музыки и рыцарских единоборств. Поначалу мне совершенно не хотелось писать статью об этом турнире. Как выразился некто Кассий Сцева в питерском военно-историческом издании "Парабеллум", ну что здесь писать: собрались (перечисление клубов), отдохнули с дороги (перечисление марок и литража выпитого), подрались (перечисление поединков и объявление имен победителей) - вот собственно и весь план такой статьи. Но вспоминая все события, произошедшие в этом сезоне, общаясь с участниками других битв и турниров, бродя в дебрях Интернета, я пришел к выводу, что Турнир в Мирском замке был для нас, пожалуй, вторым по значимости событием после Московского Альтинга, и не написать о таком было уже невозможно. ![]() Прежде всего, этот турнир не был "спортивным
соревнованием по историческому фехтованию", а был действительно рыцарским
Турниром - таким, какими они не бывали, наверное, уже с Белгорода'95.
Началось все, как это часто бывает на таких тусовках, с транспортных
проблем. Автобус у организаторов сломался, и когда всем стало ясно,
что починить его нет никакой надежды, мы едва успели на последнюю полуночную
электричку. От станции, на которой все вылезли во 2-м часу ночи, до
Мирского замка предстоял еще длинный путь. И сейчас этот ночной 20-ти
километровый марш под волынку Алеся из минского ордена "Сердца Дракона",
с маленькой дочкой нашей Халльгерд, которую дружинники по очереди везли
на плечах, развлекая разговорами, чтобы она не уснула, воспринимается
как необходимая прелюдия к празднику. Во время этого ночного похода
мне пришла в голову мысль, что все, чем мы занимаемся - это, в сущности,
своеобразная Дорога к Замку. Но хватит полусонных бредней на ночной дороге - наконец-то добравшись до замка, большая часть дружины полегла спать, укрывшись непоставленным дружинным шатром (оный шатер, а еще непромокаемые спальники спасли нас от начавшегося под утро дождя), самые стойкие же поставили свои двухместки. Я опущу подробный рассказ о хмуром утре,
обустройстве лагеря под моросящим дождем и хлынувший ливень, когда лагерь
был поставлен. Почти весь этот день мы провели в дружинном шатре, попивая
пиво, распевая песни и травя байки о прошлых походах. Ближе к вечеру,
когда дождь перестал, была устроена традиционная для На следующий день был собственно сам турнир. Мне опять же не хочется рассказывать кто, кого и с каким счетом победил (я думаю, что это интересно только непосредственным участникам турнира). Мне хотелось бы рассказать о том, чем так не похож был этот турнир на то, что проводится в России последние года три. Никто из судей (кроме автора этих строк, "испорченного" спортивными турнирами) не пытался досконально точно подсчитать количество ударов нанесенных противниками друг по другу. Победа присуждалась только когда один из бойцов реально смог превзойти соперника. Бои продолжались иногда по 5-7 мин., а иногда заканчивались в 1-2 удара, но ни одно решение судей не было оспорено ни участниками боев, ни зрителями. На этом турнире не было конкурса костюмов и доспехов, люди здесь в одежде жили и в доспехах сражались, а не демонстрировали их публике. Но, несмотря на отсутствие этого конкурса и требований к "историчности", доспехи большинства воинов на ристалище представляли собой законченные комплексы различных эпох и народов. И если на ристалище выходил шотландец в короткой кольчуге и килте никто из противников не бил его по голым коленям с целью нанести травму. Наверно для людей далеких от исторического
фехтования моя последняя фраза покажется странной, поэтому приведу пример
из спортивного исторического фехтования. На спортивных турнирах часто
практикуются удары в незащищенные доспехами зоны и, по словам одного
официального лица из Отделения Исторического А ночью был большой концерт. И множество людей в причудливых одеждах разных эпох, и пляшущие блики факелов на стенах красного кирпича, и смеющиеся лица, и конечно же песни: грустные и веселые, возвышенные и откровенно хулиганские - все это, вкупе с горячительными напитками и жареным мясом, создавало настоящий праздник, средневековый карнавал, когда люди смеются над возвышенным, потому что очень хорошо понимают и чувствуют его. |