Во всех опытах были использованы алюмокалиевые квасцы и рецепты уважаемых Фёдора Спасова и Искандера. Все опыты ненаучны и были поставлены в эгоистичных и экспериментальных целях. Все рецепты можно использовать на свой страх и риск. Автор не несёт ответственности за испорченные вещи пошитые из домотканой ткани вручную. При цитировании ссылка обязательна.
Опыт крашения или сага о том, как Лофт красил ткань.
Автор: Лофт.
Итак, уважаемые, перед вами статья о самом что ни на есть рядовом опыте крашения самого что ни на есть рядового реконструктора. Вначале я бы хотел заметить, что 98% сведений, использовавшихся при крашении и написании статьи, взяты из статьи Фёдора Спасова "Основы практического крашения всякой травой и корой." Поэтому рекомендую сначала прочесть её.
Собственно статья эта родилась только потому что результаты моих опытов крашения получились очень уж любопытными. Получая хороший цвет ткани я тратил примерно половину расчетного сырья, количество которого было указано в рецептах. А именно: 500-ми граммами марены за два дня были покрашены шерстяной плащ (2 × 1,3 метра), льняная рубашка, отрез тесьмы (все материалы домотканые) и моток магазинной пряжи. Пятью килограммами черники были покрашены шерстяная рубашка и льняные штаны (все материалы домотканые).
Марена
Покраску вещей я начал с того, что поставил пустой 35-литровый оцинкованный бак (или котел) на стол. Проведя эту нехитрую, но безусловно важную операцию я вспомнил, что перед употреблением траву (ну или там корни) надо бы вымочить в водичке. Сразу же были взяты две пластиковые 5-литровые емкости и наполнены травой и водой. Смесь была оставлена на ночь.
На следующий же день, с утреца, я начал подготавливать красящий раствор. Делал я это так: вымоченную траву из одной пластиковой емкости я разделил поровну и положил в две 3-х литровые кастрюли. Далее я вскипятил воду в электрическом чайнике и залил обе кастрюльки чуть ли не до краев. Поставил на электрический огонь. И стал ждать пока они закипят. После того как кастрюли с травой и водой закипели, я вываривал смесь примерно полчаса. После чего взял здоровое сито и через него слил в большой бак на столе отвар. В сите остались корни (или трава), которые были незамедлительно возвращены обратно в кастрюлю. Со второй кастрюлей были проделаны те же операции. Потом я опять налил в кастрюли с травой кипятка из чайника и опять вываривал полчаса. А затем сливал через сито в большой бак на столе. Эти операции я повторил примерно пять раз. Хотя можно и больше.
В результате в баке на столе образовались примерно 26-28 литров концентрированного красящего раствора.
Далее емкость была поставлена на электрическую плитку (на две конфорки сразу). Я грел раствор около часа, но он так и не закипел, хотя был очень близок к этому. Выждав ещё немного я начал "производить крашение".
Первым делом я конечно же запихнул в бак льняную рубашку (в мокром состоянии). Перед этим я подготовил её так, как описано в статье Фёдора, а именно: тщательно выстирал и вывернул наизнанку. Варил я её не меньше часа, регулярно помешивая. По прошествии расчётного времени я вынул из бака изделие вполне приемлемого ярко фиолетового цвета. Прополоскал в холодной воде и повесил сушиться. Заметьте: я ничего не квасцевал, не закреплял и вообще ничего не добавлял в бак с раствором.
После рубашки пришел черед шерсти. Шерсть я красил такую: ширина 30-34 см., бело-желтого цвета, толстая саржа. Её ещё называют топтаной или топтанкой. Я покрасил 4 куска по два метра каждый. Каждый кусок немного отличался от другого цветом и фактурой. Перед крашением шерсть прошла ту же обработку что и льняная рубашка, только стирал я её два раза. На всякий случай.
В бак с красящим раствором я погружал по одному куску и каждый варил в течении 30 минут регулярно помешивая. После полоскал в холодной воде и вешал сушиться.
Первый (и самый красивый) кусок шерсти покрасился лучше всего и приобрел ровный тёмно-фиолетовый оттенок. Последующие три куска покрасились в оттенок красного и были каждый ярче предыдущего. Я объяснил это тем, что ткань постепенно вытягивала из раствора краситель и его становилось всё меньше и меньше. Соответственно каждое последующее изделие забирало всё меньше красителя. Рубашка и первый кусок шерсти забрали примерно треть красителя, поэтому последующие три куска шерсти были не такими яркими как первый.
На следующий день когда шерсть подсохла, и стало ясно какого же она все таки получилась цвета, я понял, что последние три куска шерсти придется докрашивать. Цвет получился слишком ненасыщенный. Придя к такому выводу я принялся готовить новый красящий раствор из оставшейся марены. Напомню, что я использовал траву из одной пластиковой емкости, т. е. только половину.
Новый раствор я готовил точно так же как и первый. Вываривал траву и сливал отвар в большой бак на столе.Как только раствор был приготовлен я начал докрашивать шерстяную ткань. В первую очередь я кинул в бак тот кусок, что покрасился хуже всего. Во вторую тот, что покрасился средне так. И так далее. Варил точно так же - по 25-30 минут.
После "докраски" шерсти покрасил черно-белую тесьму - прямо так и кинул все 4 метра в бак. А потом мелькнула мысль докрасить ещё и рубашку льняную, что и было немедленно исполнено.
После всех этих операций я начал думать о том, что надо бы как-то закрепить краску на ткани. Я решил использовать алюмокалиевые квасцы. Меня смущало только одно: перед этим глобальным крашением я попробовал покрасить пробники. Я красил шерстяные и льняные пробники просто мареной и мареной с квасцами. И надо сказать, что алюмокалиевые квасцы очень сильно меняют цвет. Если на льне он меняется в пределах красного оттенка, то на шерсти квасцы дают замечательный яркий коричнево-кирпичный цвет. Меня это мягко говоря не устраивало и именно поэтому я так долго откладывал квасцевание.
В общем, я решил пока закрепить квасцами только рубашку, потому что я более менее знал какого цвета ожидать. А с шерстью торопиться не стал.
В баке (где к этому моменту был уже второй раствор) я развел расчетное количество квасцов (о том как правильно рассчитать количество квасцов читайте в статье Фёдора), перемешал и погрузил туда рубашку. Поварил полчасика, вынул и тщательно прополоскал. Цвет получился хороший. Ободрённый я решил всё же попробовать закрепить шерстяную ткань. Взял один из кусков шерсти поплоше и обмакнул самый краешек (буквально 2-3 см.) в раствор марены с квасцами. Подержал немного и вынул. Мне сразу стало ясно, что в этот раствор я свою ярко красную шерстяную ткань не опущу ни за какие коврижки. Потому что кончик окрасился в яркий оранжево-кирпичный цвет. Я подумал: зачем мне закрепленная, по всем правилам покрашенная ткань оранжевого цвета, если у меня уже есть ярко-красная??? В общем, я выбрал меньшее из зол и не стал закреплять в квасцах шерстяную ткань (как и тесьму).
Что у меня получилось в итоге смотрите на фотографиях, которых пока, хе-хе, нет. Это потому что мне некогда поехать к Туру у которого есть фотокамера и снять вещи. Обещаюсь в самом скором времени предоставить обещанные снимки. Сроку мне до 31.10.2004. После - можете флэймить.
Из конкретно этого опыта крашения я извлек несколько выводов:
1. Собственно, это уже было отмечено в статье Фёдора. Теперь, после моего опыта, могу сказать, что это стоит потраченного времени и усилий (не так уж сложно, да и времени не так уж много тратится). Красящее вещество надо всегда вываривать из исходного сырья, причем несколько раз. Это даёт:
а) максимально большую концентрацию красящего вещества в растворе при относительно небольших затратах сырья.
б) отсутствие в котле мусора, который может неблагоприятно повлиять на покраску.
2. Пробники (кусочки материи, которые я красил заранее, чтобы хоть примерно представлять какой будет цвет) частенько дают неправильный ответ, поэтому доверять им не стоит. Цвет на пробнике может значительно отличаться от цвета на всем изделии.
3. Квасцы всегда меняют цвет, причем если используется марена, шерсть окраситься в коричнево-кирпичный цвет с вероятностью 90%.
4. Изделие в котле надо обязательно и непременно помешивать. Чем чаще, тем лучше.
5. Если нужно покрасить не очень большой моток шерстяных ниток (и если он не очень плотно свернут, например, магазинная пряжа), можно кинуть его прямо так в бак - покрасится, никуда не денется. Причем не только снаружи, но и внутри (правда немножко посветлее).
6. Для покраски одной льняной рубашки средних размеров достаточно 300 грамм марены (при условии, что краситель будет вывариваться).
Дуб
Примерно через день я снова принялся за покраску. На этот раз мне восхотелось покрасить льняные штаны дубом. Первым делом я направился в ближайшую аптеку. За покупками. По дороге домой в голове у меня то и дело возникал образ прекрасных коричневых штанов. Я жмурился от удовольствия и прибавлял шаг.
Однако всё оказалось далеко не так радужно как мне представлялось...
В аптеке я купил необходимое количество коры дуба, а именно 525 грамм в упаковках по 75 грамм. Красящий раствор я подготавливал точно так же как и в случае с мареной. Главным отличием (как сырья содержащего красящее вещество) дуба от марены (по моим наблюдениям) является тот факт, что кора дуба потенциально содержит гораздо меньше красящего вещества чем корни марены. Когда я вываривал кору дуба, уже на третий раз отвар был почти чистой водой. Т. е. чтобы полностью выварить красящее вещество из коры дуба, её надо прокипятить всего три раза. Тогда как корни марены можно кипятить шесть (и наверняка более) раз и красящее вещество всё равно будет выходить. Поэтому кору дуба для крашения рекомендуют брать больше.
Когда раствор был готов, он представлял собой 30 литров отвара 600-та грамм коры дуба. Испытывая благоговение я погрузил в бак подготовленные льняные штаны. Подготовленные, я повторюсь, значит тщательно выстиранные и вывернутые наизнанку.
Обычно уже через 10 минут можно увидеть какой цвет примерно будет на ткани. Когда я через полчаса пристально поглядел на свои штаны благоговение меня покинуло. Потому что штаны покрасились в плохой цвет. Вернее они практически не покрасились вообще. Так, слегка пожелтели. В общем, коричневого цвета который я рассчитывал получить у меня не вышло. Штаны не стали красивее даже после того, как я развел в баке нужное количество квасцов (перед этим, разумеется, вынув изделие из бака).
Я не знаю в чем причина того, что кора дуба дала такой хреновый цвет: может быть кора была плохой, может быть я неправильно подготовил раствор, может просто емкость была маленькой. В общем, загадка. Но после этого случая я буду очень осторожно подходить к покраске дубом.
Черника
Ну вот, наконец, и черника. Ягоды черники - очень хороший и довольно стойкий краситель, который позволяет получить диапазон цветов от синего до светло-фиолетового или лилового. Поэтому я и решил покрасить черникой шерстяную рубашку (толстая домотканая шерсть бело-желтоватого цвета, на рубашку пошло 7 метров, так что вес по любому больше 1 кг.) и льняные штаны.
Рецепт я получил от человека по имени Искандер, он живет в Киеве. Он сказал мне сделать так: взять 5 - 6 кг. черники, сполоснуть, положить в таз тщательно перемять руками, потом залить тёплой водой, перемешать и через марлю сцедить в большую емкость (бак). Это подготовка сока. Потом пропитать раствором квасцов изделие и погрузить в емкость с теплым соком. Каждые 20 минут на протяжении 4 - 5 часов переминать ткань руками (это нужно, чтобы краска лучше легла на ткань). После этого срока слегка отжать ткань и повесить где-нибудь в теньке на просушку. Сушить почти досуха, потом сполоснуть в теплой воде с добавлением квасцов. После чего отжать и сполоснуть в теплой воде с небольшим добавлением хозяйственного мыла. Затем тщательно прополоскать. Это можно сделать при помощи стиральной машины (так делал Искандер и я) не засыпая внутрь порошок. И ещё кое-что: во время работы нужно обязательно надеть на руки резиновые перчатки. В противном случае в течении недели на руки будут пялиться окружающие. (с) Искандер
Это рецепт Искандера. Ну а я, естественно, сделал немного по-своему.
Я взял 5-литровую пластиковую канистру и обрезал у неё верхушку. Положил туда ягод и стал обеими руками переминать. Переминать надо тщательно, потому что некоторые ягоды упорно остаются целыми. После получения ягодной жижи, я добавил в неё немного тёплой воды. Потом взял дуршлаг, положил в него марлю и стал процеживать, выдавливать. Жмыхи я откладывал в отдельную кастрюлю, чтобы потом нагреть его с водой и получить ещё немного сока.
Израсходовав таким образом 2,5 кг. ягод я получил примерно 20 литров уже немного разбавленного водой сока. Я добавил ещё немного горячей воды (не кипятка) и положил в бак заквасцованную (см. рецепт Искандера и статью Ф. Спасова) перед этим рубашку. Я не нагревал раствор на плите, т. к. сложилось впечатление, что от высокой температуры краска разрушается. Переминал рубашку каждые полчаса в течении 4-х часов. После вытащил её и прополоскал в обычной воде. Потом погрузил в стиральную машину и стирал без порошка в самом щадящем режиме который только был там возможен (30°С, шерсть, 700 оборотов отжима) примерно полчаса.
Цвет рубашку получился светло-синий.
Далее, вылив этот раствор из оставшихся 2,5 кг. ягод, я приготовил новый. И опустил туда предварительно обработанные (но не заквасцованные) льняные штаны. Я не квасцевал лён потому, что на квасцованном пробнике цвет получился фиолетово-лиловым, а на не квасцованном синим.
Штаны обрабатывались также как и рубашка. После просушки стал ясен цвет штанов - он получился лиловым, а не синим, как я рассчитывал. Я объяснил это недостаточным количеством краски. Ведь на сухом пробнике цвет был синим (на пробник попадает больше краски, т. к. он малого размера).
Выводы:
1. Чем больше черники, тем лучше. Особенно для льняной ткани. Но для сносного цвета на шерсти хватит 3 кг. на рубашку.
2. Цвет шерсти колеблется в рамках синих оттенков различной интенсивности. Лён красится чаще всего в лилово-фиолетовый цвет. При большом количестве красителя (чистый сок) цвет может получится тёмно-синим.
3. Экспериментально не доказано, но сложилось впечатление, что высокая температура разрушает красящее вещество. Поэтому раствор не надо греть, достаточно чтобы он просто был тёплым.
4. Квасцы меняют цвет льняной ткани с лилового на фиолетовый. Цвет шерстяной ткани квасцы меняют незначительно.
5. Ткань крашенная черникой действительно очень боится щелочей и кислот. Доказано экспериментально.