С.М. Соловьев "Петровские чтения"



торговое движение, что и было сделано. Тут, следовательно,
Кольбер
шел
от
факта, совершившегося у всех перед глазами, от сравнения
положения
морских
держав с положением континентальных, от верного понимания причин различия
в
этом положении, ибо не понять было трудно. От того
же
факта,
от
того
же
сравнения пошла и Россия; основное движение преобразовательной эпохи было то
же кольберовское движение,
то
же
стремление
привить
к
земледельческому
бедному государству промышленную и торговую
деятельность,
дать
ему
море,
приобщить его
к
мореплавательной
деятельности
богатых
государств,
дать
возможность разделить их громадные барыши. Движение это, как мы видели,
так
естественно и необходимо, что тут не
может
быть
и
мысли
о
каком-нибудь
заимствовании или подражании: Франция с Кольбером в челе и Россия
с
Петром
Великим в челе действовали одинаково, по тем же самым побуждениям, по
каким
два человека, один в Европе, а другой в Азии,
чтоб
погреться,
выходят
на
солнце, а чтоб избежать солнечного жара, ищут тени. Иоанн IV,
бившийся
изо
всех сил, чтоб утвердиться на морских берегах, не мог подражать Кольберу.
Но когда Россия вошла в ближайшие сношения с Западною Европою, то
было
важно, что она нашла здесь то же самое движение, какое сама совершала, нашла
ему оправдание. Россия,
производившая
у
себя
экономический
переворот
и
сближавшаяся с
Западною
Европою,
застала
ее
не
в
религиозной
борьбе,
совершенно чуждой и бесполезной для
России,
но
в
борьбе
за
средства
к
обогащению.
Но если в нашем преобразовании выставилась
так
выпукло
экономическая
сторона, то было бы крайне неосторожно не
обратить
внимания
и
на
другие
стороны, которые рассматриваемое явление должно было
иметь
по
необходимым
общим законам. Мы видели, что в Западной
Европе
при
переходе
народов
из
одного возраста в
другой
мысль,
возбужденная
знакомством
с
памятниками
древней
мысли,
древней
философии,
отнеслась
с
вопросом
и
допросом
к
результатам господствовавшего в их
древней
истории
чувства,
религиозного
чувства, откуда произошло сильное религиозное движение, сильная
религиозная
борьба, разделившая
Европу
на
два
враждебных
лагеря
-
католический
и
протестантский. Мы видели, что часть западноевропейских народов сохраняет
и
упорно
отстаивает
старые
верования,
старые
формы
церковного
строя
и
утверждается в этом крайностями нового начала, крайностями
движения
мысли,
ее
разлагающего,
отрицательного
движения.
После
возбуждения
вопроса
о
злоупотреблениях латинской Церкви очень скоро возникают учения,
стремящиеся
нарушить не только церковный, но и общественный строй; разнузданная мысль
в
своем отрицательном движении пробегает от Лютера до Мюнцера и от Мюнцера
до
анабаптистов. Такая крайность вызывала противодействие, реакцию
со
стороны
католицизма, которые в свою очередь дошли
до
крайностей,
произведя
орден
иезуитов.
Никаких
соглашений,
никаких
уступок
новому
началу,
новым
требованиям; все правильно, все безукоризненно, нечего переменять;
и
Божия
правда, и человеческая ложь одинаково неприкосновенны;
да
будет
так,
как
есть, или да не будет (sit ut est, aut non sit), написал католицизм на своем
знамени в ответ на протестантские требования, на протестантские укоризны;
и
были в Западной Европе целые страны, которые остались верны
этому
знамени,
обвели около себя магический круг, отчурались от
всякого
участия
в
новом
движении, от всякого участия в служении новому началу: так поступили
народы
Пиренейского полуострова, знаменитые католическим старообрядством.
Но если при движении,
вызывающем
к
переходу
из
одного ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz