С.М. Соловьев "Петровские чтения"



утра; Петр со свечою в руках
ползал
по
карте,
расспрашивал
их,
остался
доволен. Один
из
возвратившихся
из-за
границы,
известный
Неплюев,
был
определен Петром в смотрители над постройкою галер - должность, в которой он
почти ежедневно видал государя. Петр заметил, что
в
малом
будет
путь,
и
начальствующие лица начали воспитывать
молодого
офицера,
учить
его,
как
служить и как сохранить расположение царя: "Будь исправен, будь
проворен
и
говори правду, сохрани тебя Боже солгать, хотя бы что и худо было; он больше
рассердится,
если
солжешь".
Скоро
Неплюев
подвергся
экзамену
в
этом
искусстве. Однажды он пришел на работу,
а
Петр
уже
тут;
Неплюев
сильно
перепугался, и первою мыслию было бежать домой и сказаться больным, но потом
вспомнились наставления, и он пошел к тому месту, где находился государь. "А
я уже, мой друг, здесь! - сказал ему Петр.
"Виноват,
государь,
-
отвечал
Неплюев, - вчера
я
был
в
гостях,
долго
засиделся
и
оттого
опоздал".
"Спасибо, что говоришь правду, -
сказал
Петр."Бог
простит!
Кто
бабе
не
внук?" После того Неплюев получил место резидента
в
Константинополе
таким
образом,
который
показывает
всю
простоту
отношений
Петра
к









своим
приближенным. У государя
был
обед
для
всей
знати,
также
для
офицеров
гвардейских и морских, почему был приглашен и Неплюев. Отобедав с товарищами
прежде, он встал из-за стола и отправился в ту сторону, где
государь
сидел
еще за столом и вел такой разговор с Головкиным и Апраксиным:
"Надобен мне человек, который бы знал итальянский язык, для
посылки
в
Константинополь резидентом". Юловкин отвечал, что
такого
не
знает.
"А
я
знаю, - сказал Фед[ор] Матвеевич] Апраксин, - очень дельный человек,
да
та
беда, что очень беден".
"Бедность не беда, - отвечал Петр, - этому помочь можно скоро;
но
кто
это такой?"
"Да вот он за тобой стоит", - сказал Апраксин. "За мной стоят много", -
возразил Петр. "Да твой хваленый,
что
у
галерного
строения",
-
отвечал
Апраксин.
Петр оборотился, взглянул на Неплюева
и
сказал:
"Это
правда,
Федор
Матвеевич, что он хорош, да мне бы хотелось его у
себя
иметь".
Но
потом,
подумавши,
государь
приказал
назначить
Неплюева
резидентом
в
Константинополь.
Способных людей было набрано много, но цель преобразователя состояла
в
том, чтоб приучить этих способных людей к деятельности сообща, в которой
бы
они развивали силы друг друга и сдерживали друг друга. У нас часто говорят о
дубинке Петра Великого, даже иногда слышится желание, чтоб она снова явилась
с своею будто бы очень полезною деятельностью.
При
воспитании
человека
в
детском
возрасте
допускаются
известные
внушения,
наказания,
телесные
наказания, но в более зрелом возрасте подобные
воспитательные
средства
не
допускаются, да и с самого начала опытные воспитатели стараются развивать
в
воспитанниках высшие,
нравственные
побуждения
к
добру.
Петр
употреблял
дубинку для взрослых детей, но в
то
же
время
целая
система
учреждений,
имевших воспитательное значение для народа, показывает, что
преобразователь
употреблял другие, более действенные средства к тому, чтоб
вывести
русских
людей из детского возраста
относительно
общественной
жизни
и
упразднить
внешние,
детские
понуждения,
упразднить


дубинку.
И
мы
думаем,
что
воспоминание об этих учреждениях и о борьбе, которую
из-за
них
выдерживал
преобразователь, будет гораздо питательнее для общества, чем воспоминание
о
дубинке.
Мы видели, что Петр
учредил ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz