С.М. Соловьев "Петровские чтения"



Сто лет прежде описываемого времени, на
грани
XVI
и
XVII
веков,
в
царствование Бориса Годунова, когда решен был вопрос о необходимости учиться
у иностранцев, т.
е.
когда
в
сознании
народном
дано
было
иностранцам
преимущество как учителям,
начинается
в
Москве
бритье
бород
и
тут
же
начинаются против этого сильные выходки ревнителей старины.
После
смутного
времени и после отдыха от него
при
царе
Михаиле
вопрос
о
необходимости
сближения с Западом поднимается снова, снова решается также утвердительно, и
при царе
Алексее
Михайловиче
усиливается
брадобритие
и
также
слышатся
сильные выходки против гнусного эллинского обычая, как выражались
ревнители
старины. Правительство колеблется, оно стремится к новому, и в то
же
время
пугается выходок ревнителей старины против знамени нового и, в угоду им,
не
только запрещает брадобритие, но отнимает чины за подрезывание волос. Но это
гонение
на
короткие
волосы,
разумеется,
только
раздражало
людей,
стремившихся к новому, заставляло их относиться к длинной бороде
и
старому
длинному платью
так
же
враждебно,
как
ревнители
старины
относились
к
гнусному эллинскому образу.
Но ревнители старины не могли остановить роковое движение. В 1681
году
царь Федор Алексеевич издал указ: всем вельможам, дворянам и приказным людям
носить
короткие
кафтаны
вместо
прежнего
длинного
платья
(охабней
и
однорядок), в котором никто не смел явиться не только
во
дворец,
но
и
в
Кремль. Длинное платье заменяется
коротким:
здесь
весь
смысл
дела.
Те,
которые жалуются на смену русского народного платья иностранным, не обращают
внимания на то, что здесь произошла перемена старинного платья не на
платье
какого-нибудь отдельного чужого народа, но на общеевропейское в различие
от
общеазиатского, к которому принадлежала древнерусская одежда.
В чем же состоит
главное
различие
общеевропейской
от
общеазиатской
одежды?
В первой господствует узкость
и
короткость,
во
второй
-
широта
и
длиннота.
Что же это: случайность или
здесь
выражение
духа
народов,
духа
их
деятельности, их истории? Длинная и
широкая
одежда
есть
выражение
жизни
спокойной, по преимуществу домашней, отдохновения,
сна;
короткая
и
узкая
одежда
есть
выражение
бодрствования,
выражение
сильной
деятельности.
Объяснение сказанному представляет явление, беспрестанно совершающееся перед
нашими глазами: что делает человек,
носящий
длинную
одежду,
когда
хочет
работать или идти пешком? Он подбирает свою
длинную
одежду.
То
же
самое
сделало европейское человечество в стремлении к той сильной работе,
которою
оно так отличалось перед азиатским человечеством, получило преобладание
над
ним: европейское человечество постоянно подбирало свое платье,
укорачивало,
обрезывало его и дошло до фрака, который называют
безобразным.
Историк
не
станет спорить с художником относительно
красоты
или
безобразия,
но
его
обязанность указать на смысл явления. Широкая и длинная одежда
должна
была
остаться
в
Европе
как
выражение
особенного
величия,
спокойствия
и
торжественности в противоположность будничной, рабочей жизни;
она
осталась
одеждою царя в чрезвычайных случаях; осталась одеждою служителей алтаря; она
осталась одеждою женщины, представительницы жизни внутренней,
домашней,
т.
е. чуждой той уличной
хлопотливости
и
беготни,
которые
выпали
на
долю
мужчины
в
его
преимущественно
внешней,
общественной
жизни.
Разделение
занятий между мужчиною и женщиною, это основное условие ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz