С.М. Соловьев "Петровские чтения"



крепостных
дел;
велел
прежде
венчания
быть
обручению за шесть недель, чтоб дать время
жениху
и
невесте
узнать
друг
друга, причем в случае, если не
понравятся
друг
другу,
получали
свободу
отказываться от вступления в брак. Русский человек перестал
быть
одинок
в
обществе и получил возможность иметь помощь, приличную ему.
Но, уничтожая затворничество женщины,
возвышая
ее
достоинства,
Петр
возвышал
и
достоинство
человека
вообще;
запрещено
было
подписываться
уменьшительными именами, падать перед царем на колени, зимою
снимать
шапки
пред дворцом.
Петр говорил: "Какое же будет
различие
между
Богом
и
царем,
когда
воздается равное обоим почтение? Менее низости, более
усердия
к
службе
и
верности ко мне и государству -
вот
почесть,
принадлежащая
царю".
После
этого не
вправе
ли
историк
сказать,
что
он
изображает
дела
великого
народного воспитателя?
ЧТЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
В предыдущих беседах
наших
мы
не
раз
указывали
на
воспитательное
значение деятельности Петра Великого; естественно, что при этом он
нуждался
в
помощи
Церкви,
но
Церковь,
чтоб
дать
желанную
помощь
в
народном
воспитании,
нуждалась
сама
в
помощи
преобразователя,
ибо
требовала
преобразований.
Жалобы на печальное нравственное состояние
духовенства,
на
печальное
состояние нравственности в монастырях, которые
прежде
имели
такое
важное
значение
в
нравственном
воспитании
народа,
на
невежество
духовенства,
лишавшее его учительской способности в
то
время,
когда
оно
более
всего
нуждалось в этой способности, когда нравственными, научными средствами нужно
было защищать православие от своих и от чужих, от
раскольников
и
западных
иноверцев, жалобы на злоупотребления материальными средствами в монастырях и
архиерейских домах -
все
эти
жалобы
раздавались
давно
и
громко
между
мирянами и самим духовенством на соборах церковных. Петр по
своей
природе,
делавшей из
него
преобразователя,
не
мог
равнодушно
слышать
жалоб
на
какое-нибудь зло и отвечать на эти жалобы,
на
эти
слова
словами
же:
он
немедленно отвечал на них делом, исправлением зла.
Поднять русское духовенство, давши ему могущество
-
науку,
снабдивши
его средствами восстановить свое
учительское
значение,
свое
нравственное
влияние согласно с новыми
потребностями,
с
новыми
условиями,
давши
ему
крепкое оружие для борьбы с
враждебными
влияниями;
восстановить
значение
монастырей, противодействуя вовсе не
монашеским
побуждениям
к
монашеской
жизни,
прекративши
злоупотребление
материальными
средствами
обращением
излишка этих
средств
на
дела
милосердия
и
просвещения;
поднять
белое
духовенство, давши ему науку, учительскую
способность
и
большие
средства
материальные, недостаток которых мешал успешному и достойному исполнению его
обязанностей, - вот преобразовательная программа Петра относительно
Церкви.
Но кто станет приводить в исполнение эту программу?
До XVIII века в русской Церкви был единый верховный пастырь, сначала
с ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz