С.М. Соловьев "Петровские чтения"



этого
господства.
Свою
новую
жизнь,
красившуюся для них развитием мысли под влиянием древней, чужой
науки,
они
противопоставили своей прежней жизни как бытие небытию.
Отуманенные
новыми
могущественными влияниями, относясь враждебно к прожитому ими возрасту,
они
до того потеряли смысл к явлениям этого возраста, что не видели в нем
своей
древней истории, результаты которой имели жить в них, в
их
новой
истории,
как бы они ни старались отчураться от них именами
Платонов,
Аристотелей
и
Цицеронов. Для них древняя история была
преимущественно
история
греков
и
римлян, к которым, как к своим учителям, духовным отцам,
возродившим
их
к
новой жизни, они
непосредственно
примыкали
свою
новую
историю,
а
свою
собственную
древнюю
историю
они
вставили
как
что-то
странное,
плохо
понимаемое, междоумочное, ни то ни се, среднее, откуда
и
название
средней
истории, истории средних веков.
Так совершился переход из одного возраста в другой, из древней
истории
в новую для
народов
Западной
Европы,
народов
романского
и
германского
племени.
Но дошел черед и до нас, народа Восточной Европы,
народа
славянского.
Наш переход из древней истории в новую, из возраста, в котором
господствует
чувство, в возраст, когда господствует мысль,
совершился
в
конце
XVII
и
начале XVIII века. Относительно этого перехода мы видим разницу между нами и
нашими европейскими собратиями, разницу на два века.
Мы должны уяснить себе причины этого явления, чтоб
понять
условия,
в
которых совершился самый переход, или так называемое
Преобразование.
Общий
смысл его, надеюсь, теперь
совершенно
ясен,
ясна
его
необходимость
для
каждого исторического, развивающегося народа, его характер
и
независимость
от
произвола
исторического
лица,
которое
может
быть
видным,
главным
деятелем, но не творцом
явления,
истекающего
из
общих
законов
народной
жизни. В
такое
отношение
наука
ставит
народ
к
великому
историческому
деятелю. Только великий народ способен
иметь
великого
человека;
сознавая
значение деятельности великого человека, мы сознаем значение народа. Великий
человек своею деятельностию воздвигает
памятник
своему
народу;
какой
же
народ откажет в памятнике своему великому человеку?
ЧТЕНИЕ ВТОРОЕ
В прошедший раз я
старался
уяснить
смысл
так
называемого
в
нашей
истории петровского преобразования: мы видели, что это было не иное что, как
естественное и необходимое явление в народной жизни, в жизни
исторического,
развивающегося народа, именно
переход
из
одного
возраста
в
другой,
из
возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в
котором
господствует
мысль. Я указал
на
тождественное
явление
в
жизни
западных
европейских
народов, которые совершили этот переход в XV и XVI веках;
Россия
совершила
его двумя веками позже.
Быть
может,
некоторые
ждали
другого
выражения,
именно, что мы отстали от западноевропейских народов на
два
века,
но
это
последнее выражение не может быть
употребляемо
по
своей
неточности.
Два
живых существа начали движение вместе по одной дороге, при равных
условиях,
и одно очутилось назади, отстало; первая
мысль
здесь,
что
при
равенстве
внешних условий различие необходимо заключается во
внутренних
условиях,
в
том, что отставший слабее того, кто ушел
вперед.
Но
движение
народов
по
историческому пути нельзя сравнивать вообще с беганьем
детей
взапуски
или
конскими бегами, к
которым
прилагается
слово ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz