С.М. Соловьев "Петровские чтения"



титулом митрополита, потом патриарха, и мы видели, как тяжело было положение
патриарха, когда Россия всколебалась и стала двигаться по новой дороге.
Патриарх стоял между нескольких огней,
между
раскольниками,
с
одной
стороны, между иноверными учителями и русскими учениками их - с другой,
без
способности
обличения,
без
нравственных
средств
противодействия
тем
и
другим, без науки, которая должна была внушать уважение и сдерживать
людей,
служивших науке, разуму, говоривших и действовавших
во
имя
их;
положение
вредное, невозможное для Церкви и государства при
слабости
характера,
при
страдательном положении патриарха, вредное и при энергии, ревности в ту
или
другую сторону, ибо без просвещения могла ли быть ревность по
разуму?
Сюда
присоединялись
еще
новые
трудности:
патриарх
должен
был
приступить
к
экономическим преобразованиям, следовательно, должен
был
вооружить
против
себя
значительную
часть
духовенства;
энергические
меры
для
водворения
должной дисциплины в
монастыре,
для
истребления
тунеядства,
находившего
здесь себе прибежище,
увеличивало
число
врагов,
усиливало
вопли.
Одним
словом,
чтоб
патриарх
был
в
уровень
своему
положению,
чтоб
явился
патриарх-преобразователь,
ему
следовало
своими
способностями,
своею
энергиею, силою воли приближаться к великому преобразователю-царю.
Но где было взять такого человека, где было взять двоих Петров Великих?
Нужно было пощадить русскую Церковь от печального явления
иметь
подле
царя Петра патриарха Адриана. Скажут: "Зачем же непременно Адриана?" Но если
не Адриана, то надобно было пощадить Россию от соблазна столкновения царя
с
патриархом, который бы при силе воли отличался узким взглядом на
трудное
и
опасное
положение
Церкви;
патриарх,
не
сочувствующий
преобразованиям,
необходимо становился опорою недовольных, средоточием
и
вождем
их,
давал
благословение их делу. В противном случае
надобно
было
пощадить
главного
пастыря Церкви, единого и потому принимающего на себя
всю
ответственность,
пощадить от враждебных ударов,
расточавшихся
противниками
преобразования,
пощадить его от названия антихриста. Все эти удары принимал на себя
человек
силы, способный их вынесть; духовная власть отстранялась от
преобразований,
слишком
для
нее
тяжких,
и
передавала
их
власти
светской;
единичное
управление
церковное
упразднялось,
естественно,
за
неимением
человека,
способного стать в
уровень
с
своим
положением,
поднять
бремя,
слишком
тяжелое для плеч одного человека, естественно, пролагался путь к
разделению
этой тяжести между многими, к коллегиальному управлению.
Петр говорил патриарху
Адриану:
"Священники
ставятся
малограмотные,
надобно
их
прежде
учить,
а
потом
уже
ставить
в
этот
чин.
Надобно
озаботиться, чтоб и православные христиане, и иноверцы познали Бога и
закон
Его: послал бы для этого хотя несколько десятков человек в Киев в
школы.
И
здесь, в Москве, есть школа, можно бы и здесь было об этом порадеть; но мало
учатся, потому что никто не смотрит за школою
как
надобно.
Многие
желают
детей своих учить свободным наукам и отдают их
здесь
иноземцам;
другие
в
домах своих держат учителей иностранных, которые на славянском
нашем
языке
не умеют правильно говорить. Кроме того, иноверцы и малых детей ересям своим
учат, отчего детям вред, и Церкви может быть ущерб великий, и
языку
нашему
повреждение, тогда как в нашей бы
школе,
при
искусном
обучении,
всякому
добру учились". Царские слова были сказаны понапрасну: мог ли
заботиться
о
школе и приготовлять
священников
к
их
званию
человек,
не
имеющий
сам
образования? Чтоб поднять русские школы
и
образовать ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz