НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ                                         

С.М. Соловьев "Петровские чтения"



полной'
зависимости,
духовном
принижении.
Без
иностранцев
обойтись было нельзя, но чтоб сохранить к ним свободное,
независимое,
мало
того,
властелинское,
хозяйское
отношение,
надобно
было
приобрести
способность надзора, поверки, а такую способность Петр и по
его
примеру
и
побуждению его сотрудники могли приобрести только этою
неутомимою
работою,
этим немедленным практическим приложением всего
узнанного.
Чтоб
сохранить
свободное и хозяйское отношение к иностранцам, нельзя было
допустить
их
к
себе и дать им делать что хотят и как
хотят:
нужно
было
побывать
у
них
самих,
в
их
землях,
посмотреть,
как
там
делается,
до
какой
степени
совершенства может достигать то или другое дело, и с этим
соразмерять
свои
требования. Но главная забота состояла в
том,
чтоб
дать
пройти
русскому
народу хорошую школу, т.
е.
деятельную,
практическую,
прило-жительную
с
самого начала, чтоб
не
дать
ему
привыкнуть
к
страдательному
положению
относительно
иностранных
учителей,
не
дать
потерять
сознания
своего
народного
достоинства.
Школа,
как
уже
сказано,
была
в
самых
широких
размерах; все отправления государственной и народной жизни
входили
в
нее,
всюду русский человек должен был учиться и одновременно прилагать изученное,
узнанное к делу. Легко ли это? Сам вождь возвышался над уровнем человеческих
способностей, был человек
гениальный,
но
как
человек
и
он
должен
был
ошибаться, особенно в таком
трудном
деле.
Что
же
другие?
Петр
заранее
признает необходимость и пользу ошибок, неудач при учении; дурно,
если
все
удается,
особенно
сначала:
ошибка,
неудача
учит
осторожности,
гонит
гордость, самомнение.
Два отдела великой народной школы, которую проходили русские
люди
при
Петре, были особенно важны по отношению к иностранцам, иностранным учителям:
это война в собственном
смысле
и
борьба
мирная
между
народами,
борьба
дипломатическими средствами. Здесь
Петр
подвергался
страшному
искушению;
иностранцы старались внушить ему: нельзя вести войны с неприготовленными, не
выученными офицерами и генералами, особенно главными, фельдмаршалами,
здесь
ошибки, неискусство, неопытность вождей могут
иметь
неисчислимо
гибельные
следствия.
Надобно
поэтому
для
успеха
войны
пригласить
иностранных
фельдмаршалов, генералов, офицеров, и русские пусть приготовляются,
учатся.
Но Петр знал, что война есть
лучшая
школа
для
способностей,
что
нельзя
выучиться делу, только смотря, как другие делают, и назначал
своих
русских
генералами и фельдмаршалами: пусть сначала ошибаются, но зато
выучатся.
То
же самое на поприще дипломатическом.
Россия вошла в сношение со всеми значительнейшими европейскими дворами:
одни из них она должна была привлекать в союз с
собою,
другие
по
крайней
мере удерживать от вражды, вводить в свои интересы, при
всех
дворах
нужно
было иметь ей
постоянных
представителей,
которые
бы
неусыпно
блюли
за
русскими интересами в этом многосложном движении
международной
европейской
жизни.
И опять
страшное
искушение,
опять
внушают:
русские
совершенно
не
приготовлены к дипломатическому поприщу, они
не
знают
ни
прошедшего,
ни
настоящего тех держав, где будут уполномочены, вообще имеют смутное
понятие ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113