С.М. Соловьев "Петровские чтения"



внешнюю,
общественную
деятельность и женщине внутреннюю, домашнюю,
лежит
в
основе
цивилизации,
сущность которой состоит в разделении занятий
вообще
или
в
том,
что
мы
называем развитием. В состоянии варварства человек делает
все
или
большую
часть нужного ему сам и потому одинок, потому дик; в
состоянии
цивилизации
человек
делает
одно
что-нибудь
и
потому
может
делать
хорошо,
совершенствовать свое дело;
в
отношении
к
другим
необходимым
предметам
находится в зависимости
от
деятельности
других
и
потому
связывается
с
другими тесною, органическою связью, и люди необходимо
становятся
ближними
друг
Другу.
В
словах
"Не
добро
быти
человеку
единому"
выразилось
благословение развития, благословение
цивилизации,
которые
и
начались
с
разделением человека, с появлением жены подле мужа,
Евы
подле
Адама,
ибо
здесь началось разделение занятий. Женщине
предоставлена
была
внутренняя,
домашняя жизнь, в которой главное дело - воспитание человека, требующего для
своего
нравственного
развития
и
крепости
продолжительного
согревания
теплотою женского, материнского чувства.
Но человек воспитывается для
жизни
общественной;
отсюда
необходимое
требование от воспитывающего
-
требование
знания
этой
жизни,
а
знание
общественной жизни невозможно без участия в ней. Таким
образом,
отчуждение
женщины от участия в
общественной
жизни
и
от
того,
чем
возвышается
и
украшается
общественная
жизнь,
противоречит
ее
значению,
значению
воспитательницы
человека,
представительницы
и
охранительницы
наряда
(порядка) внутренней, семейной, домашней жизни, ибо
здесь,
в
этой
жизни,
муж,
сын
и
брат
должны
находить
обновление
сил
для
деятельности
общественной. Нельзя отнять у женщины участия в
общественной
жизни,
точно
так как преступно
втягивать
ее
в
общественную
деятельность
и
нарушать
основное в человечестве разделение занятий,
разрушать
основу
цивилизации.
Естественно было стремление нашего
древнего
общества
удалить
женщину
из
общества,
не
представлявшего
для
нее
ни
физической,
ни
нравственной
безопасности. Но мера была отчаянная; сильное
лекарство,
свидетельствуя
о
силе болезни,
не
могло
в
свою
очередь
не
оставить
вредных
следов
в
общественном организме. Общественная жизнь от
удаления
женщины
еще
более
беднела и грубела, а мужчина, не находя дома "помощи, приличной ему", беднел
и грубел нравственно.
Не исполнялась воля Бога, создавшего женщину, чтоб человек имел помощь,
приличную ему, как говорит Писание, и женщина теряла свое значение: запертая
и припрятанная, она становилась вещью, товаром;
человек
терял
данное
ему
Творцом право искать себе помощь, приличную ему, и брак нисходил на
степень
торговой сделки. Петр прекратил затворничество женщин,
приказав
приглашать
их
в
общественные
собрания;
запретил
рядовые
сговор-ные
записи,
составлявшиеся
в
Приказе ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz