С.М. Соловьев "Петровские чтения"



когда
более внимательные наблюдения над историческою жизнию
народов
должны
были
повести к отрицанию таких сверхъестественных явлений
в
этой
жизни,
когда
убедились, что явление, как бы оно ни
было
громко,
как
бы
ни
изменяло,
по-видимому,
народный
строй
и
образ,
есть
необходимо
результат
предшествовавшего развития народной
жизни.
Действительно,
возьмем
народ,
находящийся на первоначальной ступени развития, какой-нибудь кочевой народ в
Средней Азии, каких-нибудь монголов. Такие народы по
простоте
своего
быта
особенно бывают
подвержены
сильному
влиянию
внешних
случайных
явлений,
произволу отдельных лиц. Мы видим, что среди этих
народов
являются
иногда
владельцы, ханы, одаренные необыкновенною энергиею, честолюбием,
которые
в
более или менее продолжительное время успевают
одолеть,
уничтожить
других
ханов, сплотить мелкие до тех пор разделенные орды в одну громадную массу
и
двинуть ее на
опустошение,
завоевание
отдельных
стран,
вследствие
чего
образуются обширные владения.
Здесь действительно
мы
видим,
что
народы
страдательно
подчиняются
влиянию своих великих людей. Чингисханов и Тамерланов. О народе не слышно до
появления этого Чингисхана или Тамерлана: он ничто для истории, находится
в
небытии; одною волею
знаменитого
хана
он
приводится
в
бытие,
делается
известным, сильным, господствующим. Но и здесь мы видим,
что
великие
люди
степей, Чингисханы и Тамерланы, суть дети своего народа, не
делают
ничего,
что бы выходило из границ его быта, его потребностей, не изменяют
ничего
в
этом
быте.
Народ
и
до
них
был
хищный,
и
до
них
обнаруживал
свое
существование чисто физическими движениями, грабежами, опустошениями, только
в малых размерах; благодаря способностям, сильной воле одного
человека
они
делают это теперь в больших размерах, и
в
этом
заключается
вся
разница.
Умирает
великий
человек,
и
основанное
им
громадное
владение
начинает
распадаться, и народ, всколыханный
им,
приходит
в
прежнее
состояние,
к
прежнему историческому небытию. Что же делает здесь великий человек?
Только
то, на что способен его
народ,
на
что
дает
ему
средства;
народ
может
внешним, механическим образом соединиться
волею,
силою
одного
лица;
при
отсутствии этой воли и силы распадается: только то
мы
и
видим
в
степной
истории; внутренних перемен, перемен в быте великий
человек
произвести
не
может; если бы захотел, то ничего бы не сделал, погиб в бесплодных попытках,
но в том-то и дело, что он и не хочет
этого,
не
чувствует
и
не
сознает
потребности в этом, ибо он,
сын
своего
народа,
не
может
чувствовать
и
сознавать того, чего не
чувствует
и
не
сознает
сам
народ,
к
чему
не
приготовлен предшествовавшим развитием, предшествовавшею
историею.
Великий
человек дает свой труд,
но
величина,
успех
труда
зависит
от
народного
капитала, от
того,
что
скопил
народ
от
своей
предшествовавшей
жизни,
предшествовавшей
работы;
от
соединения
труда
и
способности
знаменитых ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz