Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



встречало
в
нашей
литературе
самые
разнообразные оценки.
"Царствование Елизаветы
Петровны
не
принадлежит
к
числу
тех,
которые
оставляют по себе
долгую память
во
внутреннем строе
государства.
Мы
напрасно
будем искать в
правительственных
распоряжениях
какой-нибудь
системы, какого-нибудь
плана.
В этом отношении
царствование
Елизаветы
представляет
продолжение предыдущих правлений",
-- говорит один
исследователь
(Ешевский.
Соч.,
II,
537).
"Время
Елизаветы
Петровны
представляет
один из
любопытнейших моментов в истории нашего права. Высшая
законодательная
власть бездействует; нет
теории,
творческой
деятельности
Петра, его систематического
объединения разных государственных
вопросов...
Вместе с
тем
заметно
полное
возвращение
к началам, внесенным
Петром
в
русские
учреждения...
Можно
проследить
дальнейшее
развитие
начатков,
положенных
Петром
в
нашу
администрацию"
--
гак
отзывается
другой
исследователь (Градовский "Высшая администрация России", 192--193). Наконец,
третий
историк
(Соловьев
"История
России",
XXII)
такими
словами
характеризует
управление
Елизаветы:
"Восстановление
учреждений
Петра
Великого
в том виде, в каком он их оставил, постоянное стремление дать силу
его
указам,
поступать
в
его
духе
--
сообщали
известную
твердость,
правильность,
систематичность
действиям
правительства,
а
подданным
--
уверенность и спокойствие".
Такие
отзывы,
сделанные
разновременно,
противоречат один
другому и
относительно
направления,
и
относительно
качества
правительственной
деятельности
Елизаветы.
Одни
признают
в
ней
сознательное
стремление
возвратиться к началам Петра, другие отрицают в ней всякое направление. Одни
видят
в
ней
систему,
твердую
и
правильную,
другие
не
видят
никакой
систематичности.
Однако
можно и при
таких
разноречиях
найти достаточное
число
фактов,
чтобы
признать
известное
направление
за
правительство
Елизаветы,
не
отрицать
у
него присутствия
общего
плана или, правильнее
сказать,
известного
и
определенного
характера
управления.
Направление
заключалось в стремлении к началам Петра и к национальной политике;
отсутствие
общих
задач ясно доказывается тем, что
время Елизаветы не
оставило потомству ничего своего: оно не изменило в старых формах управления
ни одной
существенной черты и
не
принесло
никакой
существенной новизны.
Законодательная
деятельность
шла
за указаниями жизни,
развивалась
путем
практики и не
возвышалась до сознания руководящих норм, потому что у власти
не
было
потребности
что-либо
переделывать и перестраивать.
Идеалом
был
петровский
порядок, но,
как
мы
уже видели
и еще
увидим, его не
всегда
достигали и даже не все понимали.
Тотчас
по
вступлении
на
престол
Елизавета
уничтожила ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz