Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



крестьян. В ее
личных
бумагах
находили
любопытные
проекты
постепенного
уничтожения
крепостной зависимости
путем освобождения
крестьян в отдельных имениях при
их
купле-продаже.
Однако
общее одновременное освобождение
крепостных
ее
пугало, и
она
искренно
была
убеждена,
что
"не
должно
вдруг
и
через
узаконение общее делать
великаго числа освобожденных" (Наказ, 260). Но в то
же время она искренно желала
облегчить положение "рабов", т.е.
крестьян, и
уничтожить "рабство" в своей империи. И вот в первоначальной редакции Наказа
рассеяно
много
замечаний
и
размышлений
о
крестьянах
и о необходимости
улучшить
их
положение
и
уничтожить крепостное право. Но в
окончательной
печатной
редакции многие из этих либеральных
размышлений о крестьянах были
выпущены,
очевидно
под
влиянием
"разномыслящих
персон",
читавших
и
корректировавших Наказ (Соловьев, т. XXVII, 80).
Мало того, сама Екатерина была как бы вынуждена изменить свои
взгляды,
сделав уступки
консервативным взглядам своих советников.
Так, например,
в
первоначальном
Наказе, следуя Монтескье, она писала: "Два рода покорностей:
одна
существенная,
другая
личная,
т.е.
крестьянство
и
холопство.
Существенная привязывает,
так сказать, крестьян к участку земли, им данной.
Такие
рабы
были
у
германцев.
Они
не служили
в
должностях
при
домах
господских, а давали
господину
своему
известное количество
хлеба, скота,
домашняго
рукоделия
и проч., и далее их рабство не простиралось...
Личная
служба
или холопство сопряжено с услужением в
доме и
принадлежит больше к
лицу.
Великое
злоупотребление
есть,
когда оно в
одно
время
и личное и
существенное". Здесь
Екатерина обнаружила точные
представления
о существе
крестьянской и холопской
зависимости и
справедливо
осудила
их
смешение,
которое
вредно
отразилось на
судьбах
крестьянства.
Но
в
окончательной
редакции
Наказа
это
рассуждение
выпущено; очевидно,
Екатерина
в данном
случае, спрятав свое рассуждение, подчинилась факту русской жизни -- полному
смешению
крестьян
и
холопов
--
и
отступилась
от
своих
теоретических
взглядов,
не
находя уже
"великого
злоупотребления" в этом
смешении. Нет
сомнения,
что здесь действовало
влияние
окружающих людей, "помаравших
ее
Наказ". Однако
отступничество от высказанных взглядов у Екатерины
вовсе не
было
искренним.
Когда
большинство
земских
представителей,
собранных
Екатериной в
Комиссию, оказались
поборниками
крепостного права, Екатерина
была очень недовольна. Сохранилась одна ее отметка по поводу крепостнических
мнений депутатов: "Если крепостного нельзя признать персоною, следовательно,
он не человек; но
его скотом извольте признавать,
что к
немалой
славе
и
человеколюбию от всего света нам
приписано будет. Все, что следует
о рабе,
есть
следствие
сего
богоугоднаго
положения и совершенно
для
скотины
и
скотиною делано". Ясно, что, обзывая крепостников "скотинами", Екатерина
не
считала
крестьянина
рабом
и желала
освобождения его
из
той зависимости
холопа, какая развилась
в
XVIII в.; но она
должна
была
сдерживать
свои
мнения и желания, отказываться от них
по внешности, не отказываясь, однако,
внутренне.
Взятый
нами
пример свидетельствует,
как
мы ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz