Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



управления. Он рвался
к
деятельности, а
возможности действовать у него не
было
никакой. Силы
ума поневоле растрачивались на
мелочи и не обогащались
необходимым опытом государственной деятельности.
При таких условиях император Павел, вступая во власть, обнаружил
явную
вражду к
порядкам, существовавшим при дворе
его матери, и к людям, имевшим
влияние на дела при Екатерине. С первых
минут его
царствования стало ясно,
что новый государь
будет действовать с помощью новых людей
и
совершенно в
новом
направлении. Властные фавориты
Екатерины
потеряли всякое
значение;
раньше унижаемый
ими Павел теперь высказывал самое высокое представление
о
существе своей власти. Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей
душой к благу государства,
но отсутствие
правительственных
навыков мешало
ему
действовать удачно. Недовольный
системой управления, он
не
мог найти
вокруг себя способных людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию. Желая
водворить порядок при дворе и в администрации, он громко осуждал и искоренял
старое,
новое же насаждал с такой строгостью,
что
оно всем казалось горше
старого. Неподготовленность к делам сказывалась на всем, что делал Павел, и,
соединяясь
с
неровностью его характера,
сообщала всем
его мерам
колорит
чего-то
случайного,
болезненного
и
капризного.
С
годами
горячность
и
впечатлительность
Павла перешли
в тяжелую способность терять самообладание
из-за
пустяков;
любовь к
порядку
и законности заменялась
пристрастием к
внешним формам подчинения
и благочиния; вспыльчивость обратилась в припадки
жестокости. Если бы все эти черты Павла оставались в узких рамках его личной
жизни,
они были
бы
едва
заметны
для
историка,
но Павел свои случайные
настроения переносил в законодательство
и политику, и они
стали неизбежным
материалом для характеристики его как правителя.
А между тем какую симпатию будит в нас личность
Павла в
детские годы!
Он рос под руководством умного Никиты Ив. Панина. Ни Панин, ни Порошин (один
из
младших
наставников Павла, день за днем
отмечавший
в своем
известном
дневнике все
поступки
маленького
Павла), и решительно
никто не замечал в
мальчике ненормальных
психических черт или несимпатичных сторон
характера.
Наоборот,
читая
дневник
Порошина,
мы
видим
перед
собой
Павла
живым,
способным мальчиком,
интересующимся
серьезными
для
его
возраста вещами.
Павел 10-12-ти
лет охотно занимался с Порошиным математикой и любил читать.
Во время обеда, когда обыкновенно приходил его воспитатель, Н.
И. Панин, за
столом
шел
интересный
и
часто серьезный
для
лет Павла
разговор, умело
поддерживаемый Паниным; к
сожалению, другие служебные обязанности отвлекали
Панина
от
воспитательной должности,
да
и обращался он
с Павлом
сухо
и
несколько
свысока,
что
в
значительной
степени
парализовало
влияние
воспитателя на
воспитанника. Но в более позднее время Павел ближе сошелся с
Паниным, горячо его любил и горько оплакивал его кончину.
Важнейшие факты внутренней деятельности императора Павла не
могут быть
изложены в виде стройной и правильной системы управления именно потому,
что
в основе деятельности Павла лежали
его
личные чувства и взгляды, не всегда
постоянные и определенные. Первым правительственным актом большой важности в
царствование
Павла
был
акт
о
престолонаследии,
обнародованный
при
короновании
его
5
апреля
1797
г.
Порядок
наследования
определялся
"Учреждением
об
императорской
фамилии"
очень
подробно
по
праву
"естественному".
Вместо прежнего, установленного Петром
Великим в 1722 г.,
порядка
произвольного
назначения
наследника
престола
лицом
царствующим
установлялся неизменный порядок перехода престола по прямой нисходящей линии
от отца
к
старшему сыну,
"дабы государство не было
без
наследника, дабы
наследник был
назначен
всегда законом
самим,
дабы не
было
ни малейшего
сомнения,
кому
наследовать".
Учреждение
императора ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz