Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



историк при
надлежит уже
XIX веку. Ученый по критическим приемам, художник
по
натуре
и
моралист
по
мировоззрению,
он
представлял
себе
русскую
историческую
жизнь
как постепенное
развитие
национально-государственного
могущества. К этому могуществу вел Россию
ряд талантливых
деятелей.
Среди
них Петру
принадлежало
одно
из
самых
первых мест:
но,
читая
"Историю
государства Российского" в
связи с другими историческими трудами Карамзина,
вы
замечаете,
что
Петру
как
деятелю
Карамзин
предпочитал
другого
исторического
деятеля -- Ивана III.
Этот последний
сделал
свое княжество
сильным государством и познакомил Русь с западной
Европой безо всякой ломки
и насильственных мер. Петр же насиловал русскую природу и резко ломал старый
быт.
Карамзин думал, что
можно
было
бы
обойтись
и
без
этого.
Своими
взглядами
Карамзин стал
в
некоторую связь с критическими
воззрениями
на
Петра
упомянутых нами людей XVIII
в.
Так
же,
как
они,
он
не
показал
исторической
необходимости
петровских
реформ,
но
он
уже
намекал,
что
необходимость реформы чувствовалась и
ранее Петра. В
XVII в., говорил
он,
сознавали, что нужно заимствовать с Запада; "явился Петр" -- и заимствование
стало главным средством
реформы. Но почему именно
"явился Петр",
Карамзин
еще не мог сказать.
В
эпоху
Карамзина
началось уже
вполне
научное
исследование
нашей
старины
(Карамзину помогали
целые кружки ученых людей,
умевших не
только
собирать,
но
и исследовать исторический материал). Вместе
с тем в
первой
половине XIX
в. в
русском обществе
пробуждалась сознательная общественная
жизнь,
распространялось философское образование, рождался интерес к
нашему
прошлому,
желание
знать общий ход нашего исторического развития. Не будучи
историком, Пушкин мечтал поработать над историей Петра. Не будучи историком,
Чаадаев
принялся
размышлять
над русской историей
и
пришел
к печальному
выводу, что у нас нет ни истории, ни культуры.
Обращаясь
к
прошлому, русские образованные
люди не имели специальных
исторических
знаний
и вносили в толкование прошлого те точки зрения, какие
почерпали в занятиях немецкой философией. Германская метафизика XIX в. очень
влияла
на русскую образованную молодежь,
и особенно метафизическая система
Гегеля. Под влиянием его философии в 30-х и 40-х годах в России образовались
философские
кружки, выработавшие цельное
мировоззрение
и имевшие
большое
влияние на умственную жизнь русского общества середины XIX в. В этих кружках
принципы
германской
философии
применялись
к
явлениям
русской
жизни
и
вырабатывалось, таким
образом, историческое миросозерцание. Самостоятельная
мысль
этих "людей 40-х
годов", отправляясь
отданных германской философии,
приходила
к
своим
особым
выводам,
у
разных
лиц
не
одинаковым.
Все
последователи Гегеля между прочими философскими положениями выносили из
его
учения две мысли, которые в простом изложении выразятся так: первая мысль --
все народы
делятся
на
исторические и
неисторические, первые участвуют
в
общем мировом прогрессе, вторые
стоят вне его и осуждены на вечное духовное
рабство; другая мысль -- высшим выразителем мирового прогресса,
его верхней
(последней)

ступенью,
является
германская
нация
с
ее
протестантской
церковью.
Германско-протестантская
цивилизация
есть,
таким
образом,
последнее слово
мирового
прогресса. Одни
из русских последователей Гегеля
вполне
разделяли
эти воззрения; для них поэтому древняя
Русь,
не знавшая
западной
германской ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz