НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ                                         

Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



удавалось.
Екатерина II
серьезно
остановилась
на
мысли
обработать русское законодательство в стройную систему.
Изучая положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией.
Она
предприняла ряд
поездок по государству: в
1763 г. ездила из
Москвы в
Ростов
и
Ярославль, в 1764 г.
-- в Остзейский край, в 1767 г. проехала по
Волге до Симбирска. "После Петра Великого, -- говорит Соловьев, -- Екатерина
была
первая
государыня,
которая
предпринимала путешествия
по
России
с
правительственными целями" (XXVI, 8).
Так
прошли
первые пять лет
внутреннего правления молодой государыни.
Она
привыкла
к
своей
обстановке,
присмотрелась
к
делам,
выработала
практические
приемы
деятельности,
подобрала
желаемый
круг
помощников.
Положение ее окрепло, и ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет
не обнаружилось никаких
широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила
широкие планы реформаторской деятельности.
Законодательная деятельность Екатерины II
Наказ и
Комиссия
1767
-- 1768 гг.
С самого
начала
екатерининского
царствования, как мы
уже видели,
Екатерина
выразила
желание привести все
правительственные
места
в
должный
порядок, дать
им
точные
"пределы
и
законы".
Исполнение этой
мысли
явилось только в осторожном преобразовании
Сената.
Сама
Екатерина
пока не
шла далее. Но
пошел
далее
виднейший ее
советник
Н.
И. Панин,
который был
одним из
умнейших людей
той
поры
и
которого по уму
можно поставить рядом с
самой Екатериной или,
позднее, со
Сперанским; он только не умел быстро передавать
в практику то, что задумал,
ибо
был по
природе
медлителен и
малоподвижен.
Панин
подал
императрице
обстоятельно мотивированный проект
учреждений
императорского совета
(1762
г.);
доказывая
с
едкой
иронией
несовершенства
прежнего
управления,
допускавшего
широкое
влияние
фаворитизма
на
дела,
Панин
настаивал
на
учреждении "верховного места",
совета из
немногих
лиц
с
законодательным
характером
деятельности.
Это
законодательное "верховное
место",
стоя
у
верховной власти
в
качестве
ее
ближайшего
помощника,
одно
было
бы
в
состоянии,
по
словам
Панина, "оградить
самодержавную
власть от
скрытых
иногда похитителей оныя",
т.е. временщиков. Совет
при императрице, в то же
время, был бы лучшим средством
против беспорядка и
произвола в управлении.
Так
Панин
отвечал
на заявленное Екатериной намерение
внести в управление
законность и порядок. Но он предлагал старое средство: в России существовали
"верховные места"
(Верховный тайный
совет и Кабинет),
которые, однако, не
предохраняли
от
фаворитов
и не
охраняли
законности.
С другой
стороны,
"верховное
место",
усвоив законодательную
функцию,
стесняло бы верховную
власть,
для защиты которой
предназначал его Панин.
Современники
заметили
недостатки и даже
неискренность
проекта Панина. Когда
Екатерина, подписав
было
поданный
ей
проект,
стала
затем
колебаться,
и
собрала
мнения
государственных людей о
проекте, то не увидела большого
сочувствия к нему.
Ей
даже высказали (Вильбуа),
что Панин "тонким
образом склоняется более к ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz