Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



руб., по исчислению же
1725г. --до 10 186 000 руб. [* Чтобы правильно понять соотношение этих цифр,
надобно знать, что в первые годы XVIII в. Петр "испортил" монету -- с
целью
увеличения
правительственных средств. Ранее
"ефимок"
(талер)
равнялся
в
среднем русской
полтине;
Петр из талера
чеканил целый рубль
(с
надписью
"монета новая"
или "монета добрая"
-- "цена рубль"),
а полтину
чеканил в
полталера.
Таким образом, количество серебра
в
рубле уменьшилось вдвое, а
соответственно понизилось и достоинство
рубля.]. Громадные дефициты
первых
лет XVI II в. уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих
лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах.
Итак, экономическая
и
финансовая политика Петра
привела к
различным
результатам.
Руководимый
мыслью
улучшить
обстановку
и
расширить
сферу
деятельности народного труда, Петр был поставлен в трудное положение:
финансовые
интересы
страны
прямо
противоречили
экономическим
потребностям
населения.
Стараясь
поднять
экономическое
благосостояние
народа, Петр в то же время был вынужден сурово эксплуатировать его платежную
способность. Военные
и
другие
нужды
государства
требовали
немедленного
удовлетворения, немедленных и
усиленных сборов, а
экономическое
положение
народа можно
было поднять лишь продолжительными
усилиями. Вот
почему Петр
добился более осязательного результата в том, что требовало скорого решения,
-- в финансах; между тем
как в деле
экономических реформ он
успел посеять
только семена плодотворных начинаний и почти не видел их
всходов, напротив,
чувствовал, что
его финансовые меры иногда еще более расстраивают
то самое
народное хозяйство, процветания которого он искренно и сильно желал.
При всех
неудачах в этой сфере Петр сделал, однако, большой шаг вперед
сравнительно
со
своими
предшественниками;
в
XVII
в.
только
смутно
чувствовали
необходимость
экономической
реформы
и
лишь
немногие
люди
со-знавали, по какому пути она должна идти. Петр сделал эту реформу одной из
главных задач правительственной деятельности, ясно поставил вопрос и указал,
где и как надо искать его разрешения. В этом его большая заслуга.
5. Меры относительно церковного управления. Эпоха Петра Великою в жизни
русской
церкви
полна
историческим
содержанием.
Во-первых,
уяснилось
и
приняло
новые
формы как отношение
церкви к государству, так
и
церковное
управление.
Во-вторых,
внутренняя церковная жизнь
была
отмечена
борьбой
богословских взглядов (например, знакомый нам спор
о пресуществлении
между
великорусским и малорусским
духовенством и другие
несогласия).
В-третьих,
оживилась литературная деятельность представителей церкви. В своем изложении
мы
коснемся только первого из указанных пунктов,
потому
что
второй имеет
специальный
церковно-исторический
интерес,
а
третий
рассматривается
в
истории литературы.
Рассмотрим
сперва
те меры
Петра,
которыми устанавливались отношения
церкви к государству и общий порядок церковного управления; затем перейдем к
частным мерам относительно церковных дел и духовенства.
Отношение
церкви
к государству до
Петра в Московском
государстве не
было точно определено, хотя на церковном соборе 1666--1667 гг. греками
было
принципиально
признано
главенство
светской
власти
и
отрицалось
право
иерархов вмешиваться в светские дела. Московский государь считался верховным
покровителем
церкви и принимал активное
участие в церковных
делах.
Но
и
церковные власти призывались к участию в государственном управлении и влияли
на него. Борьбы церковной и светской властей, знакомой Западу, Русь не знала
(не было ее,
строго говоря, и при Никоне). Громадный нравственный авторитет
московских патриархов не
стремился заменить собой авторитет государственной
власти,
и
если
раздавался
со
стороны
русского
иерарха голос
протеста
(например, митрополита
Филиппа против Ивана IV), то он не
сходил никогда с
нравственной почвы.
Петр вырос
не
под таким
сильным влиянием
богословской науки
и не в
такой благочестивой обстановке, как росли
его братья и сестры.
С первых же
шагов своей
сознательной жизни он сошелся
с
"еретиками
немцами"
и, хотя
остался православным по убеждениям
человеком, однако свободнее относился ко
многим обрядностям,
чем ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz