Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



с предыдущей историей. Даже
Карамзин не
шел далее смутного
намека. Эту связь Петра с прошлым
уловил чутьем в 40-х годах Погодин, но не
ранее как в 1863 г. он мог высказать об этом свои мысли. Причиной этому
был
отчасти
недостаток исторического материала, отчасти
отсутствие
у Погодина
цельного исторического миросозерцания.
Такое
миросозерцание
было внесено
в
наши университеты
в конце 40-х
годов, когда Погодин уже кончил свою
профессорскую деятельность. Носителями
новых
исторических
идей
были молодые
ученые,
воззрения
которых на нашу
историю в то
время назывались "теорией
родового быта". Впоследствии же эти
ученые стали известны под собирательным именем "историко-юридической школы".
Они
первые установили мысль о том, что реформы
Петра
явились
необходимым
следствием
всего исторического
развития русской жизни.
Мы
уже знаем, что
воспитались
эти ученые под
влиянием
германской
философии
и исторической
науки.
В
начале нашего века историческая наука
в Германии сделала большие
успехи.
Деятели
так
называемой
германской
исторической школы
внесли
в
изучение истории
чрезвычайно плодотворные руководящие идеи
и новые, точные
методы
исследования
исторического
материала.
Главной
мыслью
германских
историков
была мысль
о
том, что
развитие
человеческих
обществ не
есть
результат случайностей и единоличной воли отдельных
лиц, напротив, что
это
развитие
совершается,
как
развитие
организма,
по
строгим
законам,
ниспровергнуть которые не может сила человека. Первый шаг к такому воззрению
сделал еще в конце XVIII в. Фр. Авг. Вольф в своем труде. За ним последовали
историки -- Нибур и Готфрид Миллер,
занимавшиеся
историей
Рима
и Греции,
историки-юристы Эйхгорн (историк древнегерманского права) и Савиньи (историк
римского
права).
Их
направление
создало
в
Германии в
половине
XIX в.
блестящее положение
исторической науки,
под влиянием
которой
сложились и
наши ученые. Они
усвоили себе все выводы и воззрения немецкой
исторической
школы.
Некоторые
из них увлекались и
философией Гегеля. Хотя
в
Германии
точная
и
строго фактическая
историческая
школа не всегда
жила
в ладу с
метафизическими
умствованиями Гегеля и
его последователей,
тем
не
менее
историки
и
Гегель
сходились
в
основном
воззрении
на
историю
как
на
закономерное развитие человеческих
обществ. И историки, и
Гегель
отрицали
случайность, и их воззрения поэтому могли ужиться в одной личности.
Эти
воззрения
и были
приложены
к
русской
истории
нашими учеными.
Первыми сделали это в своих лекциях и печатных трудах профессора Московского
университета С. М. Соловьев и К. Д. Кавелин. Они думали
показать в
русской
исторической
жизни органическое
развитие
тех
начал,
которые
были
даны
первоначальным
бытом нашего племени. Они полагали, что главным
содержанием
нашей исторической жизни была естественная смена одних
форм жизни
другими.
Подметив порядок этой смены, они надеялись найти законы нашего исторического
развития. По их
мнению, государственный порядок
окончательно установлен
у
нас деятельностью Петра Великого. Петр Великий своими реформами
отвечал
на
требования
национальной жизни, которая
к
его
времени
развилась
уже
до
государственных
форм
бытия.
Стало быть,
деятельность
Петра
вытекла
из
исторической необходимости и была вполне национальна.
Так, в
первый раз была
установлена органическая
связь преобразований
Петра с общим
ходом русской истории. Нетрудно заметить,
что
эта связь
--
чисто логическая, лишенная
пока
фактического содержания. Непосредственного
исторического
преемства между
Русью XVII в. и эпохой Петра в первых трудах ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz