Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



вся
интеллигенция
сочувствовала бурным планам декабристов.
Но разгром
декабристов болезненно отразился не на одном их круге, а на всей
той среде,
которая
образовала свои взгляды и симпатии
под влиянием западноевропейских
идей. Единство
культурного корня живо чувствовалось не только всеми ветвями
данного умственного направления, но
даже и самим правительством, подозрение
которого
направлялось далее пределов
уличенной среды; а страх
перед
этим
подозрением и отчуждение от карающей силы охватывали
не только причастных к
14 декабря, но
и не
причастных
к
нему сторонников
западной
культуры
и
последователей
европейской
философии.
Поэтому
как
бы
хорошо
ни
зарекомендовала себя новая власть, как бы ни была она далека от уничтоженной
ею "аракчеевщины", она
все-таки
оставалась
для
людей данного направления
карающей силой.
А между
тем именно эти
люди и стояли во главе умственного
движения той
эпохи.
Когда они
сгруппировались в два
известных нам лагеря
"западников" и "славянофилов", оказалось, что оба эти лагеря одинаково чужды
правительственному
кругу, одинаково
далеки
от
его
взглядов
и
работ
и
одинаково
для него
подозрительны.
Неудивительно,
что в
таком
положении
очутились западники.
Мы
знаем, как,
преклоняясь перед западной культурой,
они
судили
русскую
действительность
с
высоты
европейской
философии
и
политических
теорий;
они,
конечно,
находили
ее
отсталой
и
подлежащей
беспощадной реформе. Труднее понять,
как оказались в оппозиции славянофилы.
Не
один раз правительство императора Николая
I (устами министра
народного
просвещения
графа
С.
С.
Уварова)
объявляло
свой
лозунг:
православие,
самодержавие,
народность. Эти же слова могли быть
и лозунгом славянофилов,
ибо
указывали
на
те
основы
самобытного
русского
порядка,
церковного,
политического
и
общественного,
выяснение
которых
составляло
задачу
славянофилов.
Но славянофилы понимали
эти основы иначе, чем
представители
"официальной народности". Для последних слова "православие" и "самодержавие"
означали
тот
порядок, который
существовал в современности: славянофилы же
идеал православия
и самодержавия
видели в московской эпохе, где церковь им
казалась
независимой
от
государства
носительницей
соборного
начала,
а
государство представлялось "земским", в котором принадлежала,
по
словам К.
Аксакова, "правительству сила власти, земле --
сила мнения". Современный же
им строй славянофилы почитали извращенным благодаря
господству бюрократизма
в
сфере
церковной
и
государственной
жизни.
Что
же
касается
термина
"народность",
то
официально
он
означал
лишь
ту
совокупность
черт
господствующего в государстве
русского племени, на
которой держался данный
государственный порядок; славянофилы же искали черт "народного духа" во всем
славянстве и
полагали, что государственный строй, созданный Петром Великим,
"утешает
народный дух",
а
не
выражает
его.
Поэтому
ко
всем тем, кого
славянофилы подозревали в служении "официальной народности", они
относились
враждебно; от официальных же сфер держались очень далеко, вызывая на себя не
только подозрения, но и гонение.
Таким образом установилось своеобразное отчуждение между властью и теми
общественными
группами,
которые
по
широте
своего
образования
и
по
сознательности патриотического чувства
могли бы быть
наиболее полезны
для
власти. Обе силы -- и правительственная, и общественная --
сторонились одна
от другой
в чувствах
взаимного недоверия и непонимания и
обе
терпели
от
рокового
недоразумения.
Лучшие ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz