Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



коллегиальным, которое
лежало в
основании
прежнего
центрального
управления.
Как
в
приказах
при
их
коллегиальной
форме
личное
начало
выражалось
деятельностью
властного
председателя,
так
и в
коллегиях влиятельные президенты
и приставленные к
коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали
коллегиальный строй
своим
личным
влиянием
и
на
деле
заменяли
иногда
коллегиальную
деятельность
единоличной.
Областное управление, много раз изменяясь в своих частностях, приняло в
1719 г. следующие окончательные формы. Вся Россия была поделена на губернии,
губернии
-- на
провинции,
провинции
--
на уезды.
Во
главе
губернии
стоит
губернатор;
во
главе
провинции,
по
общему
правилу,
--
воевода
или
вице-губернатор; в уездах
финансовое
и полицейское управление возложено на
земских комиссаров,
которые отчасти назначались Камер-коллегией, отчасти же
избирались дворянами-землевладельцами
в
уездах.
При
Петре
Великом
были
попытки отделить суд от администрации (мысль для этой эпохи
замечательная);
но
эти
попытки
не увенчались
успехом,
и с 1722
г. администрация
снова
участвует
в
деле
суда.
В
каждой
губернии
был
на-дворный
суд
под
председательством губернатора; в каждой
провинции действовал провинциальный
суд под председательством воеводы.
Все эти местные учреждения,
бывшие
в большинстве
единоличной,
а
не
коллегиальной
властью,
касались
лишь
дворян
и
через их
посредство
--
подчиненных им крестьян;
стало
быть,
земское
представительство,
введенное
в
областную
администрацию
в виде
ландратов и комиссаров, не было
общеземским,
а было
сословным; в уезде оно было дворянским, в
городах -- гильдейским и цеховым,
как мы
это
видели
в
обзоре
городского
устройства.
Такой
же
характер
единоличного
управления
с
участием
сословного
представительства
носила
администрация и до Петра, как мы это уже видели.
Вся
масса
вновь
созданных при
Петре
учреждений
не стояла
в такой
строгой иерархической системе,
как учреждения древней Руси.
Прежде, в XVII
в., все в уезде
было в зависимости от воеводы, воевода был в зависимости от
приказа,
приказ
--
от
Боярской думы.
В
петровских
учреждениях
такого
цельного иерархического
порядка нет: губернаторы,
завися от коллегий, в то
же
время
находятся
в
непосредственных
отношениях
к
Сенату;
городские
магистраты
хотя
и
находятся
в некоторой зависимости от
губернаторов, но
подчинены Главному Магистрату. С достаточным основанием можно считать, что в
прямом
подчинении
Сенату находились
не одни коллегии, но и вся
областная
администрация,
городская
и
губернская.
Таким образом Сенат
объединял
и
контролировал
различные
отрасли
управления.
Элементами,
связавшими
всю
администрацию и служившими для контроля, были фискалы (контролеры финансовые
и отчасти судебные) и прокуроры (органы открытого надзора); они состояли при
всех
учреждениях и были подчинены генерал-прокурору, бывшему как
бы связью
между государем и Сенатом, а также
органом верховного контроля. Такова была
в общих чертах система петровской администрации.
В
ней новы все учреждения и по именам,
и по внешней организации; ново
стремление законодателя разграничить ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz