Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



"Москву
ведать", и 2) постоянную "Расправную
палату",
бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы. Нос возвращением Петра к
делам Сенат
не был упразднен,
а стал постоянным учреждением, в организации
которого
при Петре
замечают
три фазиса.
С
1711
до 1718
г.
Сенат
был
собранием лиц,
назначенных
специально для присутствования в нем; с 1718 по
1722
г.
Сенат делается собранием
президентов
коллегий;
с 1722
г. Сенат
получает
смешанный
состав,
в
него входят
некоторые президенты
коллегий
(военной, морской, иностранной) и в то же время в
нем есть сенаторы, чуждые
коллегиям.
Ведомство
Сената
состояло в контроле над администрацией, в разрешении
дел,
выходящих
из
компетенции
коллегий,
и
в
общем
направлении
административного
механизма.
Сенат
был,
таким
образом,
высшим
административным
органом
в
государстве.
Ему,
в
последние
годы
Петра,
присвоена
была
и судебная функция: Сенат
стал высшей судебной инстанцией.
Относительно
того,
присуща
ли
была
Сенату законодательная деятельность,
существуют
разные
оттенки
взглядов.
Одни
(Петровский
"О
Сенате
в
царствование Петра
Великого")
полагают,
что
Сенат
в
первое время
имел
законодательную
власть
и иногда даже отменял
указы самого
Петра.
Другие
(Владимирский-Буданов в
критической статье "Учреждение Правит[ельствующего]
Сената")
доказывают,
что
законодательная
функция
никогда
Сенату
не
принадлежала. Но все признают, что Петр, видоизменяя положение Сената в 1722
г., лишил
его
законодательной власти; ясно, что Петр рядом с собою, как
с
единственным
источником
законодательной
власти
в
государстве,
не
мог
поставить собрания с законодательными правами. Поэтому, если и признавать за
Сенатом
законодательную
функцию,
то
следует
считать
ее
случайным
и
исключительным явлением.
От разницы
представлений
о
компетенции
Сената зависит и
разница
в
представлениях о государственном значении его. Одни считают Сенат безусловно
высшим
учреждением
в
государстве,
объединяющим
и
направляющим
всю
администрацию
и
не
знающим
над
собой
иной
власти,
кроме
государевой
(Градовский,
Петровский).
Другие
полагают,
что,
контролируя и направляя
администрацию, Сенат сам подвергался контролю и зависел от "верховных господ
министров"
(т.е. приближенных к Петру лиц, управляющих
войсками,
флотом и
иностранными делами) и от
генерал-прокурора, представителя особы государя в
Сенате (Владим.-Буданов, Дмитриев).
Должность генерал-прокурора, учрежденная в
1722
г.,
должна
была, по
мысли Петра, служить связью
между верховной властью и центральными органами
управления и средством для контроля над Сенатом. Петр испытал
много средств
контроля: сперва
за Сенатом смотрел генерал-ревизор (1715), затем
в Сенате
дежурили,
с
целью
ускорения
дел
и
охранения
порядка
в
заседаниях,
штаб-офицеры
гвардии
(1721);
средством
контроля
были
и
обязательные
протоколы заседаний;
наконец, была учреждена прокуратура.
Генерал-прокурор
докладывал государю дела Сената,
а Сенату
передавал волю государя; он
мог
остановить решение Сената; указы Сената получали силу только с его согласия;
он следил за исполнением этих указов (иначе говоря, за всей администрацией);
он,
наконец,
начальствовал ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz