НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ                                         

Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



Кабинет,
восстановила
Сенат в
том
составе и
значении, какие он
имел при Петре, и
высказала желание
возвратить
всю администрацию в те формы, какие установил
Петр
Великий. Это
повело
к
восстановлению многих
упраздненных
коллегий
(Берг-
и
Мануфактур-коллегии),
к
восстановлению
Главного
Магистрата
и
прежней подчиненности
городского
самоуправления
(1743
г.).
Но
во
всей
точности восстановить формы
петровского
управления
Елизавете
не удалось.
Даже
сам елизаветинский Сенат
был далек от Сената
петровского
времени. А
местное управление
оставалось
в тех формах,
какие
оно приняло
уже после
Петра.
Елизаветинский
Сенат
представляет
собой
в
истории
XVIII
столетия
любопытнейшее
явление.
Он
стал
снова
после
уничтожения Кабинета высшим
органом управления
в
государстве.
Елизавета
повелела,
чтобы Сенат
имел
прежнюю свою
силу и власть, как
было при Петре
Великом. По законам Петра,
Сенату
не
принадлежала
законодательная
функция,
он
был
только
административно-судебным органом; таким должен он был стать и при Елизавете.
Однако елизаветинский
Сенат перешел
границу и казался даже законодательным
учреждением.
По
словам
Екатерины
II,
"Сенат
установлен для
исполнения
законов,
ему
предписанных,
а
он часто издавал
законы, раздавал
чины
и
достоинства,
деньги,
деревни, одним
словом, почти
все и
утеснял
прочие
судебные места в их законах и преимуществах". Это случилось при Елизавете, и
причиной
этого
Екатерина
считала
"неприлежание к
делам
некоторых
моих
предков (намек на Елизавету), а более случайных при них
людей пристрастие".
Отзыв
наблюдательной
современницы сходится
с
выводами
историков
XIX в.
Градовский
о
елизаветинском
Сенате
отзывается
так:
"Без
преувеличения
правление
Елизаветы
можно
назвать
управлением
важнейших
сановников,
собранных в
Сенат".
Исследование деятельности
Сената в
1741 -- 1761
гг.
действительно
показывает
необычайную
широту
его
действий
и
высокий
правительственный
авторитет.
Он управляет всем
государством, и его
указы
часто по существу своему суть законодательные акты. Позднейший исследователь
елизаветинского
Сената
(А.
Е.
Пресняков)
упрекает
Сенат
в
стремлении
централизовать всю власть
в своих руках, хотя видит в этом
не политическую
тенденцию
Сената,
а
сознание
слабости
я
несовершенства
подчиненных
учреждений, которым Сенат не доверял.
Где же
причины того
странного
факта, что учреждение,
поставленное в
точные рамки петровского законодательства, могло далеко и безнаказанно выйти
из них?
Находим
две
причины, и обе
они
указаны императрицей Екатериной.
Во-первых, упрек Екатерины по отношению к Елизавете ("неприлежание к делам")
хотя несправедливо зол, однако имеет некоторое
основание. Личные свойства и
непривычка к делам заставляли Елизавету управлять помощью приближенных лиц и
лишали ее возможности
деятельно
контролировать
административный организм,
работавший без
ее
непосредственного
руководства.
В личности
императрицы
Сенат, таким образом, не
мог встретить систематического сопротивления своим
узурпациям. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz