Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



была уже
не
семейной,
но политической враждой. Личное чувство
любви поставило Голицына
около Софьи; он не чувствовал ненависти к Нарышкиным, но сознание,
что
они
считают его своим врагом и в будущем не пощадят,
заставляло его в
отчаянии
желать
вслух смерти царицы
Натальи.
Но с начала
и
до конца
он
не
был
активным
участником борьбы, стоял далеко не
в центре
политических интриг.
Вел
интригу Шакловитый, человек безнравственный
и злобный,
службой
Софье
строивший свою личную карьеру. Шакловитый спокойно выражал сожаление, что не
все
Нарышкины побиты
в 1682 г.;
он старательно стремился поправить
такую
ошибку и при случае уничтожить врагов, укрепить Софью на престоле, а себя --
на службе. И много лиц мечтали, как
он, помогая Софье, устроиться самим. На
противоположной стороне,
у
Натальи
Кирилловны, было не меньше друзей.
Во
главе
ее
партии
стояли
два
человека:
брат
царицы Лев
Кир.
Нарышкин,
сдержанный, умный, но малообразованный и не привыкший к широкой деятельности
человек,
и
князь
Борис
Алексеевич Голицын,
"дядька" (т.е.
воспитатель)
Петра. Это был человек,
по образованию
мало уступавший
своему двоюродному
брату,
князю В. В. Голицыну. Не уступал он ему и умом, и общей нравственной
высотой,
но
был
жертвой
грустной привычки
--
пьянства. Бояре
в
ссоре
упрекали его, что он "весь налит вином", в народе шел говор, что князь Борис
"и государя (т.е. Петра)
пить
научил". Слабость эта
много
мешала ему и в
жизни, и в службе;
однако, охраняя интересы Петра против Софьи, князь Борис
явился
боевым руководителем
партии Нарышкиных и доставил
Петру
победу
в
последнем столкновении 1689
г. Партия Нарышкиных, как и партия Софьи, имела
многих
приверженцев во всех
слоях общества,
даже
среди бывших помощников
Милославских -- стрельцов.
И
чем
ближе
подходило
время
совершеннолетия
Петра,
тем
более
примыкало
к
партии
Нарышкиных
дальновидных
людей,
предвидевших, в чью пользу разрешится семейно-политическая борьба.
Но
рядом
с
политической
борьбой
в
Москве в
то
время шла
борьба
религиозная: стало
распространяться мнение, что пресуществление
Св.
Даров
совершается за литургией не во
время молитвы Иерея, призывающей св. Духа, а
во время произнесения слов И. Христа ("Примите, ядите..."). Это католическое
мнение,
появившееся в
Малороссии под польским
влиянием, было
принесено в
Москву
известным
С. Полоцким; затем поддерживалось
его
учеником, русским
ученым
монахом
Сильвестром
Медведевым и
теми русскими, которые
получили
образование в южнорусских школах.
Шумные
споры,
шедшие в Москве
об
этом
предмете при патриархе Иоакиме (1674--1690
гг.), перешли и в литературу. С.
Медведев написал в защиту своей "хлебопоклоннической ереси" книгу "Манна". В
ответ на
нее представители православия, греки братья Лихуды, написали книгу
"Акос".
За
этими трудами явились
и
другие.
Богословский
спор окончился
только
в
1690
г.
церковным
собором,
осудившим
ересь,
и
гонением
на
малорусских ученых,
которые спешили
уехать
из Москвы.
Следя за развитием
этого богословского спора, мы замечаем, что представители ереси (С. Медведев
и
др.)
очень близки
к
царевне Софье, воспитанной
в их же духе, к
В. В.
Голицыну и другим лицам стороны Милославских. Близость
к правительству даже
помогает
еретикам
распространять
свои
взгляды.
На против,
православный
патриарх стремится опереться в борьбе с ними на
сторону Петра. Ересь только
тогда
подвергается церковному осуждению, когда власть с 1689 г. переходит к
Нарышкиным.
Таким
образом,
различные
религиозные направления примкнули в
своей борьбе к
готовым политическим
партиям и в них
искали себе опоры. С.
Медведев
поэтому
пострадал ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz