Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



Главным же средством поднять экономическую жизнь страны
и государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог. Не имея
возможности
строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к
этому делу на
очень
льготных условиях частных лиц и иностранные
капиталы.
Несмотря
на
то
что к
железнодорожному
строительству
устремилось
много
недобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы,
сеть
железных
дорог (в 20
тыс. верст) была сооружена
в скором времени
и
оказала громадное влияние на
развитие русской промышленности и торговли.
В
связи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос
в
десять
раз; почти
так же увеличился и ввоз товаров
в
Россию. Число торговых
и
промышленных
предприятий,
фабрик
и
заводов
заметно
умножилось.
Явились
кредитные
учреждения --
банки, во
главе
которых
стал
Государственный банк (1860).
Россия
начала
терять
характер
патриархального
землевладельческого
государства.
Освобожденный от
крепостной
зависимости
и других
стеснений
народный
труд находил
себе применение
в
разных
отраслях промышленности,
созданных новыми условиями общественной жизни.
Образование.
В
начале
своего
царствования
император
Александр
II
отменил
те
стеснительные
меры,
которые были
приняты в отношении учебных
заведений
в
последние
годы
императора
Николая
I.
Преподавание
в
университетах получило
больше свободы; комплекты студентов были уничтожены;
мало
того,
был
открыт
доступ
в
университеты
вольнослушателям.
В
университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.
В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое
царило тогда
во
всем обществе. Новизна
и
сложность возникшего положения
скоро привели
студенчество к волнениям
и
беспорядкам (1861). В связи
с ними последовали
некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 г. дан был общий устав
университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление.
Совет
профессоров
в
каждом
университете
избирал
всех
университетских
должностных
лиц
и заведовал
хозяйством
университета; попечителю учебного
округа
принадлежало только
наблюдение
за законностью действий совета.
Но
учащиеся в университете
студенты рассматривались как
отдельные посетители,
не имеющие права на корпоративное устройство; посторонние же лица и вовсе не
допускались к
посещению лекций.
Такое положение учащихся давало им
частые
поводы к неудовольствию
и "студенческим
беспорядкам", составлявшим одно из
частых и печальных явлений той эпохи.
Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков задумана
была министром народного
просвещения графом Д.
А. Толстым реформа
средней
школы.
В начале царствования
императора Александра II (при
министре А. В.
Головине)
доступ
в
гимназии
был
открыт
для
детей "всех
состояний без
различия
звания
и
вероисповедания".
Самые гимназии были
двоякого
типа:
классические
(с
древними
языками)
и
реальные
(без
древних
языков,
с
преобладанием естествознания).
Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым)
находил, что
реальное образование есть
"одна из важных
причин так
сильно
охватившего
наше
учащееся
юношество
материализма,
нигилизма
и
самого
пагубного
самомнения".
Единственным средством борьбы с
этим
злом министр
считал установление
строго
классической системы образования в гимназиях. В
1871 г. он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая
гимназия сделана
была единственным типом общеобразовательной и всесословной
средней школы, питомцы которой одни имели право
поступления в университеты.
Реальные
гимназии были заменены "реальными
училищами"; цель их была в том,
чтобы доставлять
учащемуся ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz