НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ                                         

Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.



как
сословий,
так
и отдельных
избранных
ими
лиц
о
предметах,
интересовавших
Екатерину, были
высказаны, и Екатерина могла их
узнать
из
архива Комиссии. Сохраня свои
принципы,
она
овладела
теперь
мнениями
и
желаниями
русского общества
и могла их изучать обстоятельно. Она и изучала
их. По ее собственному признанию,
Комиссия
подала "свет
и сведение о всей
империи,
с
кем дело
имеем
и
о ком пещись должно".
Ясно, что при
таком
взгляде
на
значение Комиссии
Екатерина
должна
была в
своей
дальнейшей
деятельности обращать большое
внимание
на сословные
заявления.
Она
сама
взяла
на
себя
задачу
примирять
разноречивые
и
противоречивые
желания
депутатов, к общей пользе сословий,
и
согласовать
практические стремления
сословий
с теоретическими взглядами своей философии.
На почве
отвлеченной
философии и
ясно
высказанных
земских
желаний ей
предстояла
возможность
строить
законодательные
реформы,
которые
могли
быть ответом
на земские
желания.
С
неудачей
Комиссии
не умирало ее дело.
Если
оно
не
удалось
депутатам, то могло удаться самой императрице.
Так,
с
роспуском Комиссии
не только
не падала мысль Екатерины путем
переделки законодательства переделать формы общественной жизни к лучшему, но
эта
мысль становилась
как будто ближе
к
осуществлению. Созывая Комиссию,
Екатерина
имела
только
принципы;
Комиссия
показала,
что
именно
надо
исправить, к чему нужно приложить эти
принципы, о
чем прежде всего "пещись
должно". Этот
результат и
не
позволил
Екатерине
совсем разочароваться в
Комиссии
и в своем
плане. Она принялась
по частям
выполнять
свой
план,
давала
ряд
отдельных
законоположений, из которых замечательны
губернские
учреждения 1775 г. и грамота сословиям 1785 г. Мы увидим при их разборе, как
совмещались в них принципы Екатерины и стремления сословий.
Губернские
учреждения
Екатерины
II
и
грамоты
1785
г.
Губернские
учреждения
императрицы
Екатерины
составили
эпоху
в
истории
местного
управления
России.
Мы
видели,
что
в
управлении
центральном
Екатерина
произвела
некоторую
перемену еще
в первое время
своего царствования: она
отняла у Сената
его
полномочия, какими он пользовался при Елизавете. Сенат
получил эти полномочия как бы в наследство от Кабинета Анны, но Екатерина не
восстановила Кабинета и не удержала при
себе того совета из 9 членов, какой
сформировался было при Петре III. Она вообще не поставила в
государственном
управлении
ничего выше Сената. Только с 1768 г., по случаю начавшейся войны
с
турками, у нее явилась мысль устроить при себе совет на манер Конференции
Елизаветы. Этот совет и существовал, но не имел определенной
организации
и
не
влиял
заметно
на
управление.
Собственно
этим
и
ограничивалась
реформаторская деятельность Екатерины относительно центральных учреждений.
Зато в 1775 г. были изданы "Учреждения для управления губерний". Вместо
прежних
20
губерний, существовших
в
1766
г.,
по
этим
"учреждениям
о
губерниях" явилось к 1795 г. уже пятьдесят
одна
губерния.
Прежде губернии
делились
на провинции, а провинции --
на
уезды; теперь
губернии
делятся
прямо на уезды. Прежде
областное деление производилось случайно,
почему ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
Hosted by uCoz