С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
упомянул
о
внутренней
ожесточенной
борьбе, которую должен был вести преобразователь
и
которая,
по
выражению
современников, наводила на него черные тучи, борьба не с
стрельцами,
не
с
казаками,
не
с
башкирцами,
не
с
вооруженною
силою,
которая
прямо
поднималась, прямо заявляла свои требования и с которою легко было
бороться
в борьбе открытой: борьба гораздо более тяжкая, более
изнурительная
шла
с
людьми, которых Петр призвал для новой, сильной
и
славной
деятельности
и
которые по
своим
способностям
откликнулись
на
призыв,
принесли
помощь
преобразователю, но которые не поняли главного смысла призыва, значения
той
помощи, какой особенно требовал от них Петр. Они принесли свое мужество
для
борьбы со внешними врагами, способность к тяжелому труду, способность быстро
приобрести знание, искусство в том или другом деле, нужном
для
России,
но
многие не принесли другого,
высшего,
гражданского
мужества,
не
принесли
способности отказаться от
частной
корысти
для
общего
дела,
способности
отвыкнуть от жизни
врознь,
способности
отвыкнуть
от
взгляда
на
службу
государственную как на кормление, на подчиненных
как
на
людей,
обязанных
кормить,
на
казну
как
на
общее
достояние
в
том
смысле,
что
всякий
добравшийся до нее имеет право ею пользоваться.
Преобразователь
твердил
о
государстве, заставлял присягать
ему,
твердил,
что
надобно
стараться
о
пользе общей, ибо от этого старания народ получит облегчение; эти слова
для
многих были только словами, словами языка чуждого, непонятного. Борьба
была
тяжела, тяжелее Северной войны; не мог преобразователь быть
поощрен
в
ней
Полтавою, не мог окончить ее Ништадт-ским миром. Борьба не кончилась, но
мы
должны почтить труды первого учителя, благоговейно отнестись к его скорби
о
тяжкой борьбе с укоренившимися противуобщественными привычками.
Призывая народ к тяжкому труду, к лишениям и
пожертвованиям,
сберегая
сам каждую копейку, Петр слышал общие глухие жалобы, что деньги, сбираемые с
народа, идут не на общее дело, а по частным карманам, что
народу
недостает
одной из главных потребностей общественной жизни - суда правого и скорого.
Загремели указы, что государю
известно
умножение
великих
неправд
и
грабительств
государственной
казны,
отчего
многие
всяких
чинов
люди,
особенно крестьяне, приходят в разорение и бедность; указы грозили
смертною
казнию плутам, которые стараются только о том, как бы подводить эти мины под
всякое доброе дело и несытость свою
наполнять.
В
указах
были
выставлены
средства, какими обыкновенно подводились эти мины, вследствие чего никто
не
мог отговариваться: прежде это делалось, позволялось, я
не
знал,
что
это
нехорошо, запрещено теперь. Но всуе указы писать, если их не исполнять; тех,
которые в их неисполнении находили выгоду, было
очень
много;
общество
не
выработало нравственных средств для наблюдения за
этими
людьми
и
для
их
сдерживания; государство должно было взять это на себя,
действовать
своими
средствами, единственно для
него
доступными
при
бессилии
общества,
при
беспомощ^ ности государства с этой стороны.
Учредив
Сенат
и
поручая
ему
прежде всего
суд
иметь
нелицемерный,
преследовать
судей
неправедных
и
ябедников, Петр велел ему выбрать обер-фискала, человека умного
и
доброго,
из какого бы чина ни
было,
который
над
всеми
делами
должен
был
тайно
надсматривать и проведывать про неправый суд, про сбор казны и, узнавши
про
неправое
дело,
звать
виновного
пред,
Сенат,
какого
бы
важного
места ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113