С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
непременно
обнаружиться
темные,
нежеланные
стороны.
Видя
эти
неудачи,
несовершенства, темные стороны нового дела,
люди
обыкновенные
тревожатся,
теряют веру в пользу нового дела, кричат, зачем оно, прежде лучше
было
или
по крайней мере
оно
рановременно,
надобно
было
подождать,
пока
народ,
общество будут к нему готовы, - и вот стремление если
не
уничтожить
новое
дело, то
хотя
изменить,
ограничить
его.
Но
великий
человек,
сознавши
необходимость
известного
дела,
не
тревожится
первою
неудачею,
несовершенствами;
он
может
печалиться,
оскорбляться
неприготовленностию
людей, особенно если это нравственная не приготовленность, но
не
придет
в
отчаяние, не бросит дела, а усилит только внимание к нему, уход за
ним.
Мы
не приходим в отчаяние от того, что
новорожденный
ребенок
является
таким
слабым существом, не может ходить, а спокойно
ждем.
когда
он
окрепнет
и
станет ходить, и тут не приходим в отчаяние, что он еще
плохо
держится
на
ногах, часто падает. Мы
смотрим
спокойно
на
эти
явления,
ибо
привыкли
смотреть на них как на
естественные
и
необходимые;
но
не
все
способны
привыкнуть к признанию общих законов в явлениях, не все
привыкли
в
каждом
новом деле видеть новорожденного ребенка, которому надобно окрепнуть, а
для
этого нужен старательный уход, устранение всех вредных влияний. Новые
дела,
а их было много при Петре, приносили ему, особенно вначале, много
огорчений
тем, что шли не так, как бы хотелось, но огорчение не переходило в отчаяние,
и после неудач в делах внутренних преобразователь являлся так же велик,
как
после неудачи первого Азовского похода, как после нарвского поражения.
Мы видели, что одним
из
первых
внутренних
преобразований
его
было
высвобождение городского промышленного
народонаселения
от
власти
воевод,
самоуправление промышленного сословия. Дело было новое и пошло
неудачно.
И
здесь, как во
всех
неудачах
коллегиального
управления
при
Петре,
бьыа
поверка древней Руси и поверка мнениям о древней Руси.
Если
б
в
древней,
допетровской Руси
был
силен
так
называемый
общинный
быт,
была
сильна
привычка к общему действию, к соединению сил, привычка отзываться
на
общее
дело и делать его усердно, уменье видеть в общем
интересе
охрану
интереса
частного, привычка
сильных
для
сохранения
своей
силы,
нравственного
и
политического влияния сторониться с своим интересом
пред
интересом
слабых
поодиночке, но сильных опять тою же привычкою к соединению,- если бы все эти
привычки
были
сильны
в
древней
Руси,
то,
когда
Петр,
отстраняя
существовавшие
до
него
препятствия,
призывал
русских
людей
к
общему
действию, они должны были бы явиться
с
великою
охотою
и
дело
пошло
бы
чрезвычайно успешно с самого начала. Но если мы видим явление
обратное,
то
естественно и необходимо должны прийти к заключению, что привычка
к
общему
делу была очень слаба в древней Руси, и в
деятельности
великого
человека,
великого государя, который в своих учреждениях завел школы для общего
дела,
мы должны видеть благодетельный почин народного воспитания.
Мы видели, что на выборных для городского самостоятельного
управления,
или так называемых бурмистров, возложен был сбор казенных доходов и
поверка
их, и вот оказались сильные беспорядки при этой поверке
и
казнокрадство
в
обширных размерах. Обнаружился и другой
признак
крайней
слабости
в ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113