С.М. Соловьев "Петровские чтения"



Академию
наук
и
университет,
педагогический институт и гимназию. Та же Академия должна была заниматься
и
переводом книг. Мы уже видели, как это дело было важно и
как
оно
занимало
Петра; до самой кончины своей он продолжал обращать на него
свое
внимание,
указывать на книги, которые должно было переводить, и учить, как переводить.
Мы видели, как он учил не переводить
слово
в
слово,
что
искажало
склад
русской речи и затемняло смысл, но, уразумевши этот
смысл,
передавать
его
читателю на понятном для него разговорном языке. Теперь он учит переводчиков
не переводить книги во всей полноте, но переделывать, сокращать,
отбрасывая
ненужное.
"Понеже, - писал Петр, -
немцы
обыкли
многими
рассказами
негодными
книги свои наполнять только для того, чтоб велики казались, чего
ради
и
о
хлебопашестве трактат выправить, вычерня негодное, и
для
примеру
посылаю,
дабы посему книги переложены были без лишних рассказов, которые время только
тратят и у чтущих охоту отъемлют".
Но познаний о России нельзя было взять из иностранных книг и перевесть.
Мы видели,
что
Петр
поручил
Поликарпову
написать
краткую
русскую
историю, но дело было крайне трудное при отсутствии всякого приготовления
к
нему; понятно, что Петр
остался
недоволен
трудом
Поликарпова
и
решился
начать сначала, т. е. приготовлять материалы: он приказал изо всех епархий и
монастырей взять в Москву все
рукописи,
заключающие
в
себе
исторические
источники, списать их, а подлинники отослать в прежние места, откуда
взяты.
Точно так же нельзя было заимствовать у иностранцев
и
сведений
о
русской
географии:
Петр отправил учеников петербургских школ для сочинения ландкарт и
два
раза отправлял экспедиции для решения вопроса, сошлась ли Америка с Азиею.
Петр же начал собирание естественных предметов, редкостей и древностей.
Враг всякой
роскоши,
обращая
внимание
только
на
одно
полезное
и
необходимое, Петр не считал роскошью искусство, не жалел издержек на покупку
произведений искусства и на вызов иностранных художников. В Петербурге
"для
общенародной во всяких художествах пользы, по обычаю государств европейских,
учреждена
была
небольшая
академия
для
правильного
обучения
иконному,
живописному и прочим художествам".
Академия наук, на обязанности которой, между прочим,
лежал
и
перевод
необходимых книг, была еще только
в
проекте,
и
Петр
за
переводом
книг
обращался
к
духовенству.
Мы
видели
меры
Петра
относительно
черного
духовенства; с 1711 года начинаются заботы относительно белого. Здесь
кроме
поднятия
нравственности
нужно
было
позаботиться
и
о
материальном
благосостоянии людей, обязанных иметь семейство. Тогда как
Россия
страдала
сильным недостатком в людях, в белом
духовенстве
было
больше
людей,
чем
дела, вознаграждение за дело поэтому делилось между слишком многими,
отчего
происходила бедность со всеми
ее
печальными
последствиями
для
человека,
обязанного кормить семейство.
Это
излишество
людей
в
белом
духовенстве
поддерживалось
также
господствовавшим
в
древней
России
стремлением
жить
особняком.
Каждый
сколько-нибудь достаточный человек хотел иметь свою церковь, и
это
желание
нельзя объяснять одним
благочестием,
потому
что
был
обычай
и
в
общие
приходские церкви приносить
свои
образа
и
перед
ними
только
молиться.
Желание каждого сколько-нибудь
достаточного
человека
иметь
свою
церковь
объяснялось еще затворничеством женщин, которым было неловко ходить в
общие
церкви, и потому, не имея домовых церквей, они ходили в церковь редко или
и
вовсе не ходили. Обилие частных
церквей
обедняло
приходское
духовенство,
притом не все имевшие свои церкви были в состоянии
прилично
содержать
при
них священника и прибегали к найму священников на площадях
(крестцах),
что ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz