С.М. Соловьев "Петровские чтения"



средствами,
изученное подробно, является в отталкивающей обстановке.
Но точно так же односторонне признавать за вторым периодом
безусловное
превосходство
над
первым.
Период
господства
мысли,
который
красится
процветанием науки,
просвещением,
имеет
свои
темные
стороны.
Усиленная
умственная деятельность может скоро обнаружить свое разлагающее
действие
и
свою
слабость
в
деле
созидания.
Чувство
считает
известные
предметы
священными, неприкосновенными; оно раз определило к ним отношение
человека,
общества, народа и требует
постоянного
сохранения
этих
отношений.
Мысль
начинает считать такие постоянные отношения
суеверием,
предрассудком;
она
свободно относится ко всем предметам, одинаково все подчиняет
себе,
делает
предметом исследования, допрашивает каждое явление о
причине
и
праве
его
бытия, причем необходимо ставит человека
в
холодное
отношение
к
каждому
явлению. Чувство, например, определяет отношение к
своему
и
чужому
таким
образом, что свое имеет право на постоянное предпочтение пред чужим; народы,
живущие в период господства чувства, остаются верны
этому
определению,
но
постоянная верность
ему
ведет
к
неподвижности.
Если
народ
способен
к
развитию, способен вступить во второй период или второй возраст своей жизни,
то движение обыкновенно
начинается
знакомством
с
чужим;
мысль
начинает
свободно относиться к своему и чужому, отдавать преимущество
жизни
народов
чужих, опередивших в развитии, находящихся уже во
втором
периоде.
Выведши
народ в широкую сферу наблюдений над множеством явлений в разных странах,
у
разных народов, в широкую сферу сравнений, соображений
и
выводов,
покинув
вопрос о своем и чужом, мысль стремится переставить отношения на новых общих
началах, но ее определение отношений не имеет уже той прочности, ибо
каждое
определение подлежит в свою очередь критике, подкапывается,
является
новое
определение, по-видимому более разумное, но и то в свою очередь подвергается
той же участи.
Старые
верования,
старые
отношения
разрушены;
в
новое,
беспрестанно
изменяющееся,
в
многоразличные,
борющиеся
друг
с
другом,
противоречивые толки и системы верить нельзя.
Раздаются скорбные вопли:
"Где
же
истина?
Что
есть
истина?
Древо
познания не есть древо
жизни!
Червь
сомнения
подтачивает
все!
Общество
погибает, потому что чувство иссякает, не умеряет мысли!" Ставится
страшный
вопрос:
что
выиграл
человек,
перешедши
из
одной
крайности
в
другую,
променявши суеверие на неверие?
Таковы опасности, могущие грозить отдельным людям и целым
народам
при
переходе из одного возраста в другой. Заботливые и
опытные
отцы
и
матери
хорошо знают эти опасности. Сколько с их стороны бессонных ночей
и
горячих
слезных молитв, чтоб
Бог
сохранил
молодого
человека
от
увлечений
того
широкого пути, на который он вступает; чтоб, предавшись новому, не забыл
он
всего старого, не
отрекся
от
тех
начал,
на
которых
был
воспитан,
не
обратился к ним с враждой. Сколько примеров, что, не могши
победить
страха
пред опасностями, грозящими
молодому
человеку
при
переходе
через
порог
семьи, родители решались отказать ему в средствах
высшего
образования,
не
пуская в высшее учебное заведение.
Предосторожность
напрасная!
Ранее
или
позднее человек должен исполнить закон своего развития, должен исполнить его
и целый народ.
Нам не нужно долго останавливаться на примерах, укажем только на
самые
знакомые и близкие к нам, причем окажутся
и
те
побуждения,
те
средства,
благодаря
которым ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz