С.М. Соловьев "Петровские чтения"



представляло соблазнительное зрелище.
Новоучрежденный Сенат в соединении с церковным собором
придумали
меры
для
поднятия
нравственного
и
материального
благосостояния
белого
духовенства: не ставить в дьяконы моложе 25 лет, в священники
-
моложе
30
лет, не посвящать лишних, не верить тем, которые придут проситься
на
место
под предлогом, что священник, его
занимающий,
болен
или
стар;
в
бедные
приходы дьяконов не посвящать; заручные челобитные осторожно
рассматривать,
не ложные ли; поповские старосты должны были допрашивать крестьян, хотят
ли
они иметь просителя
своим
священником
или
дьяконом.
В
1718
году
было
постановлено, чтоб священники своих
домов
не
имели,
ибо
отягощались
их
покупкою, жили бы в домах, купленных на сборные церковные деньги,
для
чего
быть у всякой церкви старостам,
которые
сдают
дома
священникам
и
вновь
строят на церковные деньги. После эта мера была распространена на дьяконов и
причетников. Запретили строить
новые
церкви
без
указа;
запрещено
иметь
домовые церкви, а кто хочет иметь,
должен
содержать
священника
и,
кроме
того, должен давать равное содержание и приходскому духовенству.
Последние меры были положены уже при новом церковном управлении: в 1721
году Петр объявил, что, восприяв попечение о исправлении чина духовного,
не
видит лучшего к тому способа, кроме соборного правительства, вследствие чего
и учреждалась духовная коллегия (Синод), вместе с тем заведование
церковных
имений взято было из светских рук в Монастырском приказе
и
отдано
Синоду.
Сенат и Синод нередко собирались вместе для совещаний, иногда при этих общих
заседаниях
присутствовал
и
государь.
В
одном
из
этих
заседаний
было
постановлено: родителей жениха и
невесты
приводить
к
присяге,
что
брак
заключается по согласию их детей. Тут же постановлен
был
вопрос
о
мерах,
какие
должно
было
принять
против
притеснения
православных
в
польских
областях,
и
Петр
отвечал,
что
надобно
сделать
уже
известное
нам
распоряжение, послать комиссара.
Главными
обязанностями
новоучрежденного
Синода
были:
устройство
духовенства, преимущественно черного, противодействие расколу, преследование
суеверий и распространение религиозно-нравственного
просвещения
в
народе.
После долгих дум относительно монашества Петр определил для него две цели:
1)
служение
страждущему
человечеству;
2)
образование
из
себя
просвещенных властей церковных;
мужские
монастыри
становятся
инвалидными
домами; монахини также должны служить престарелым
и
больным
своего
пола,
кроме
того,
заниматься
воспитанием
сирот,
для
какой
цели
отделяется
несколько монастырей, в других монахини занимаются рукоделием,
а
монахи
-
хлебопашеством.
Нечто подобное ходу преобразований в
высшем
церковном
управлении
мы
видим
в
ходе
преобразований
относительно
Малороссии.
Эта
страна
с
переворота, произведенного в ней Богданом Хмельницким, находилась
в
долгом
междоумочном, переходном состоянии, условливавшем, как
обыкновенно
бывает,
сильные смуты.
Не
могши
быть
самостоятельною,
она
хотела
поддержать
свою
полусамостоятельность, но эти полусостояния, ни то ни сё, приводят всегда
к
печальным явлениям.
Малороссия
представляла
хаос,
борьбу
элементов
(discordia
semina
rerum): гетман, ставши из войсковых, казацких начальников
правителем
целой
страны, стремился к усилению своей власти; старшина и полковники хотели быть
также полновластными господами, жаловать и казнить ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz