С.М. Соловьев "Петровские чтения" Машин аренда спецтехники для уборки снега.

С.М. Соловьев "Петровские чтения"



народ
переходит
из
одного
возраста
в
другой.
Мы
беспрестанно
употребляем
выражение:
человек
развитый
и
неразвитый,
образованный и необразованный - и знаем, что средством для приобретения этой
развитости прежде всего служит переход из узкого замкнутого круга, из узкого
замкнутого общества в более широкий круг, в более
многочисленное
общество.
Сельский житель отличается меньшей развитостью, потому что живет
в
тесном,
уединенном кругу, где видит все
одни
и
те
же
предметы
и
явления,
где
господствует простота быта, простота отношений; и
отсюда
детская
простота
взглядов на
все
окружающее,
привычка
останавливаться
на
внешности,
не
углубляться в сущность явлений.
Горожанин
развитее
сельского
жителя,
потому
что
круг,
в
котором
обращается
горожанин,
шире,
общество
людей
многочисленнее;
одиночество
останавливает развитие, общение с другими людьми, уясняя мысль,
условливает
развитие, но чтоб плодотворно меняться мыслями, надобно о чем-нибудь думать,
надобно, чтоб мысль возбуждалась широтою круга
и
разнообразием
предметов;
город дает именно эту широту и разнообразие,
и
потому
горожанин
развитее
сельчанина.
Другое могущественное средство развития дает школа, наука,
посредством
которых человеку делается доступен весь мир, и
не
только
настоящее
этого
мира,
но
и
его
прошедшее.
Этими
двумя
средствами
развивается
каждый
отдельный человек, ими развиваются и целые народы.
Народы, живущие особняком, не любящие сближаться
с
другими
народами,
жить с ними общею жизнию, - это народы наименее
развитые;
они
живут,
так
сказать,
еще
в
сельском,
деревенском
быту.
Самым
сильным
развитием
отличаются народы, которые находятся друг с
другом
в
постоянном
общении;
таковы народы европейско-христианские. Но понятно,
что
для
плодотворности
этого общения необходимо, чтоб народ встречался, сообщался
с
таким
другим
народом или народами, с которыми могла бы установиться мена мыслей,
знания,
опытности,
от
которых
можно
было
бы
что-нибудь
занять,
чему-нибудь
научиться. Переход народа
из
одного
возраста
в
другой,
т.
е.
сильное
умственное движение в нем, начинается,
когда
народ
встречается
с
другим
народом, более развитым, образованным; и если различие в степени развития, в
степени образованности между ними очень сильно, то
между
ними
естественно
образуется отношение учителя к ученику: закон, которого обойти нельзя.
Так,
римляне, народ, стремившийся
к
завоеванию
всего
известного
тогда
мира,
встретившись
с
греками,
народом,
отжившим
свой
исторический
век,
преклонились пред ними, отдали им себя в науку и чрез
эту
греческую
науку
перешли во второй возраст своего исторического бытия. Но
еще
ближе
к
нам
пример народов - наших ровесников,

новых
европейско-христианских
народов,
народов Западной Европы. Они совершили свой переход
из
одного
возраста
в
другой в XV и XVI веках также посредством науки, чужой науки, чрез
открытие
и изучение памятников древней греко-римской
мысли.
По
общему
закону
они
пошли в науку к грекам и римлянам и ничего не хотели знать, кроме
греков
и
римлян. В ревностном служении своем новому началу они отнеслись враждебно
к
прожитому ими возрасту, к своей древней
истории,
к
господствовавшему
там
началу, к
чувству
и
последствиям ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz