С.М. Соловьев "Петровские чтения"



менее
сильных,
иногда
отзывающихся
болезненно
на
организме, смотря
по
ходу
развития,
по
причинам,
коренящимся
во
всей
предшествовавшей истории народа. При таких движениях и переменах, при
таком
переходе народа от одного порядка жизни своей к другому, из одного
возраста
в
другой
люди,
одаренные
наибольшими
способностями,
оказывают
народу
наибольшую помощь, наибольшую услугу: они яснее других
сознают
потребность
времени, необходимость известных перемен, движения, перехода и
силою
своей
воли, своей неутомимой
деятельности
побуждают
и
влекут
меньшую
братию,
тяжелое на подъем большинство, робкое перед новым и трудным делом. Как люди,
они должны и ошибаться в своей деятельности, и ошибки эти
тем
виднее,
чем
виднее эта деятельность; иногда по силе природы своей
и
силе
движения,
в
котором они участвуют на
первом
плане,
они
ведут
движение
за
пределы,
назначенные народною потребностию и
народными
средствами;
это
производит
известную неправильность, остановку в движении, часто заставляет делать
шаг
назад, что мы называем реакциею; но эта неправильность временная, а
заслуга
вечная, и признательные народы величают таких людей великими и благодетелями
своими.
Таким образом, великий человек является сыном
своего
времени,
своего
народа; он теряет свое сверхъестественное значение, его деятельность
теряет
характер случайности, произвола, он
высоко
поднимается
как
представитель
своего народа в известное
время,
носитель
и
выразитель
народной
мысли;
деятельность его
получает
великое
значение
как
удовлетворяющая
сильной
потребности народной, выводящая
народ
на
новую
дорогу,
необходимую
для
продолжения его исторической жизни. При таком взгляде на
значение
великого
человека и его деятельности высоко поднимается
народ:
его
жизнь,
история
является цельною, органическою, не подверженною
произволу,
капризу
одного
сильного
средствами
человека,
который
может
остановить
известный
ход
развития и толкнуть народ на другую дорогу вопреки
воле
народной.
История
народа становится достойною изучения, представляет
уже
не
отрывочный
ряд
биографий, занимательных для воображения людей,
остановившихся
на
детском
возрасте, но дает связное и стройное представление народной жизни,
питающее
мысль зрелого человека, который углубляется в историю
как
науку
народного
самопознания.
В двести без чего-нибудь лет, пережитых Россиею со дня рождения
Петра,
русская
мысль
относилась
различно
к
этому
великому
человеку
и
его
деятельности.
Различие
взглядов
происходило,
во-первых,
от
громадности
дела,
совершенного
Петром,
и
продолжительности
влияния
этого
дела;
чем
значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и
мнений
порождает оно, и, тем долее толкуют о нем, чем долее
ощущают
на
себе
его
влияние; во-вторых, оттого, что русская жизнь не остановилась после Петра
и
при
каждой
новой
обстановке
ее
мыслящий
русский
человек
должен
был
обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при
дальнейшем движении, и обсуждать
ее,
применять
к
новым
условиям,
новой
обстановке
жизни;
в-третьих,
разность
взглядов
на
деятельность
Петра
зависела от
незрелости
у
нас
исторической
науки,
от ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz