С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
развития
общества,
разделение занятий, которое, как везде, так и здесь,
служит
самою
крепкою
связью между разделяющими занятие и условием успеха в деле,
это
разделение
занятий естественно и необходимо выражается в
одежде,
и
замечено,
что
у
народов менее развитых мы видим и
меньшее
различие
в
мужской
и
женской
одежде.
В постановлении царя
Федора
Алексеевича
о
ношении
короткой
одежды
высказалось стремление изменить
азиатский
покрой
одежды
на
европейский.
Укорочение платья предвещало укорочение бороды. Напрасно люди, ревностные не
по разуму, усиливали свои выходки против брадобрития, посредством
которого,
по их мнению, губили образ, от Бога
мужу
дарованный;
тщетно
отлучали
от
Церкви не
только
бреющих
бороды,
но
и
тех,
которые
имели
общение
с
брадобрийцами, тщетно вопили против еретического
безобразия,
уподобляющего
человека котам и псам; тщетно стращали вопросом: если русские обреют бороды,
то где станут на Страшном Суде - с праведниками ли, украшенными брадою,
или
с обритыми еретиками? Все эти
выходки
только
вредили
авторитету
Церкви,
только
усиливали
раздражение
в
противной
стороне,
только
увеличивали
значение бороды как знамени, и когда приверженцы нового
возьмут
верх,
то,
разумеется, они бросятся на враждебное знамя и сорвут его, выставят свое.
И
Петр сорвал это знамя, когда возвратился из-за границы в Москву
в
страшном
раздражении против людей, выставлявших это знамя
как
знамя
православия
и
народности, в страшном раздражении против стрельцов. Затем последовали указы
и о ношении европейского платья, указы, не могшие
очень
поразить
новизною
после указов царя Федора.
В конце 1699
года
была
объявлена
другая
новость:
приказано
вести
летосчисление не от сотворения мира, как делалось до сих пор, а от Рождества
Христова и новый год считать не с 1 сентября, а с
1
января,
ибо,
говорил
указ, "известно великому государю,
что
не
только
во
многих
европейских
христианских странах,
но
и
в
народах
славянских,
которые
с
восточною
православною нашею Церковью во всем согласны, как
валахи,
молдавы,
сербы,
далматы, болгары и самые великого государя подданные черкасы
(малороссияне)
и все греки, от которых вера
наша
православная
принята,-
все
те
народы
согласно лета свои счисляют
от
Рождества
Христова
восемь
дней
спустя".
Преобразователь знал, с кем и с чем имеет дело, знал,
как
трудно
сдвинуть
народ с вековых привычек даже и в том
случае,
когда
христианскому
народу
предлагалось вести летосчисление от Рождества Начальника
веры
и
спасения;
нужно было ослабить отталкивающий пример немцев,
еретиков,
и
вот
впервые
пред русским народом выставляется пример, авторитет народов близких, родных,
пример православных славян.
На границе двух веков, на
границе
древней
и
новой
России
раздался
призыв русским людям к единению с родными народами.
Была и другая новость в
последний
год
XVII
века:
учрежден
русский
"славный чин" св[ятого] апостола Андрея. Первым кавалером был ближний боярин
и воинского
морского
каравана
(флота)
генерал-адмирал
Федор
Алексеевич
Головин.
Первым генерал-адмиралом был друг юности Петра - Лефорт, который умер в
марте 1699 года. С его смертию порвалась
эта
личная,
так
сказать,
связь
Петра с иностранцами, кончился период влияния Немецкой слободы.
Заграничное
путешествие,
это
расширение
сферы
практической
деятельности,
окончило
воспитание Петра.
Как человек силы, он воспользовался всем, что
представил
ему
богатый ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113