С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
об отношениях европейских народов друг к другу, об истории
этих
отношений.
Неминуемое следствие такого незнания - неловкость положения, ошибки, которые
будут иметь гибельные следствия для русских
интересов;
необходимо
поэтому
назначать на главнейшие дипломатические посты знающих, искусных иностранцев.
Но Петр преодолел
и
это
искушение:
русские
должны
выучиться
на
своей
практике; пусть сначала будут ошибаться, ошибки пойдут в пользу понятливым и
усердным ученикам, и
на
всех
важнейших
дипломатических
постах
являются
русские люди.
То же самое по всем частям управления; у Петра было правило - во
главе
известного управления ставить русского человека, второе
по
нем
место
мог
занимать
иностранец,
вследствие
чего
при
кончине
Петра
судьбы
России
оставались в одних русских руках. Соблюдением этого правила Петр
в
опасный
период ученичества отстранял духовное принижение своего народа перед
чужими
народностями, сохраняя за ним властелинское, хозяйское положение:
искусному
иностранцу были рады, ему давались большие льготы и почет, он не мог
только
хозяйничать в стране. Но для того чтоб преодолеть все приведенные
искушения
и дойти до такого правила, неужели достаточно было одних
холодных
расчетов
ума?
Нет, Петр был сам чистый русский человек, сохранявший крепкую связь
со
своим народом; его любовь к России не была любовию
к
какой-то
отвлеченной
России; он жил со своим народом одною жизнию и вне этой
жизни
существовать
не мог; без этого он не мог так глубоко и горячо верить в свой народ, в
его
величие; только по этой вере он мог поручить русским людям то, в чем они
по
холодным соображениям ума не могли
иметь
успеха
по
своей
неопытности
и
неприготовленности. И свели они свои счеты - великий народ и
великий
вождь
народный; за горячую любовь, за глубокую и непоколебимую веру в свой
народ,
народ этот заплатил вождю
успехом,
превосходящим
все
ожидания,
силою
и
славою
небывалыми:
те
неопытные
русские
люди,
которым
Петр
поручил
начальство над своими неопытными войсками, оказались полководцами, каких
не
могла дать ему образованная Европа; те неприготовленные
русские
дипломаты,
не
знавшие
ни
прошедшего,
ни
настоящего
держав,
куда
были
посланы
представителями России, очень скоро
стали
в
уровень
с
самыми
искусными
министрами европейскими.
Таким образом, уясняется для нас историческое значение этого образа,
в
каком Петр является
в
первый
раз
перед
нами
и
в
каком
видим
его
в
продолжение всей
жизни:
"в
работе
пребывающий",
царь-работник,
царь
с
мозольными руками.
История
ставит
народ
в
исключительное,
чрезвычайное
положение,
положение
крайне
опасное.
Для
избежания
этих
опасностей
требовалось
чрезвычайное напряжение сил,
чрезвычайный
труд.
Какая
же
роль
великого
человека, народного героя и прирожденного вождя, царя? Он первый
двигается,
первый принимает
это
чрезвычайное
положение,
первый
принимает
на
себя
чрезвычайный труд, первый проходит эту деятельную школу, которая одна
могла
развить самостоятельные силы народа,
поставить
его
на
ноги,
привести
в
положение, которое бы возбуждало в нем уважение
к
самому
себе
и
внушало
уважение к нему в других народах.
Нельзя было говорить другим: "Двигайтесь, работайте, учитесь деятельно,
самостоятельно, не отчаивайтесь, когда
чего
не
умеете,
начинайте
только
делать, сами увидите, что сумеете". Нельзя было только говорить это другим и
ждать успеха от слова, надобно было показать на примере,
на
деле;
надобно
было для начинающего народа употребить наглядный способ
обучения,
и
Петр,
становясь работником, учеником, делался чрез это великим народным
учителем. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113