С.М. Соловьев "Петровские чтения"



ученых
священников,
надобны были ученые архиереи; в
Великой
России
их
взять
было
неоткуда,
надобно было обратиться
к
Малороссии,
вызвать
оттуда
ученых
монахов
и
поставить их на архиерейские кафедры в Великой России. Петр так и сделал,
а
что выбор людей как везде, так
и
тут
был
хорош,
был
петровский
выбор,
доказательством служат
имена,
всем
известные,
имена
Стефана
Яворского,
св[ятого] Димитрия Ростовского, Филофея
Лещинского,
Феофана
Прокопови-ча,
Феофилакта Лопатинского.
Осенью 1700 года
умер
патриарх
Адриан,
и
преемника
ему
не
было.
Рязанский
митрополит
Стефан
Яворский
назначен
был
только
экзархом
ев
[ятейшего]
патриаршего
престола,
блюстителем
и
администратором,
что
показывало меру временную, переходную; можно было считать ее
приготовлением
к уничтожению патриаршества; можно было ждать
также,
что
патриарх
будет,
когда царь найдет способного человека, и действительно трудно
сказать,
был
ли в это время уже решен Петром вопрос об уничтожении
патриаршества.
Можно
рассуждать так: если бы Петр
хотел
сохранить
патриаршество,
то
что
ему
мешало остановить выбор на том же Стефане Яворском или
каком-нибудь
другом
архиерее из ученых малороссиян? Первая потребность
была
в
распространении
образования между духовенством, в
надзоре
за
главною
школою
московскою,
Академиею; патриарх из великороссиян не был способен
к
этому
по
неимению
школьного образования, но патриарх из малороссиян удовлетворял этой
главной
потребности. Но мы должны перенестись в то время,
когда
на
малороссиян
в
Великой России смотрели как на чужих;
занятие
малороссиянами
архиерейских
кафедр возбудило сильное неудовольствие,,
разумеется,
прежде
всего
между
людьми, которые сами
надеялись
занимать
эти
кафедры
и
были
отстранены
пришельцами, но эти недовольные были свои, и потому их неудовольствие
легко
заражало массу.
Сильные следы этого неудовольствия у великороссийского
духовенства
на
малороссийских архиереев мы находим даже 50 лет спустя,
когда
архиереи
из
великороссиян
с
ненавистию
отзывались
о
своих
предшественниках-малороссиянах, об этих, по их словам, черкасишках никуда не
годных
и
от
людей
переносили
свое
нерасположение
к
делу,
к
школам,
заведенным архиереями-малороссиянами.
Петр ввиду необходимости не счел позволительным уступить этому чувству,
призвал малороссиян на
архиерейские
кафедры,
но
поставить
патриарха
из
малороссиян было бы слишком. Притом кроме неудовольствия своих
Петр
должен
был обращать внимание на внушения Константинопольского патриарха не
ставить
в патриархи малороссиян
как
подозрительных
в
неправославии,
и
особенно
Стефана Яворского. Таким образом, все соединялось для того, чтобы затруднить
дело и заставить Петра отложить его.
За назначением Яворского блюстителем
патриаршего
престола
немедленно
последовали преобразования. Дело суда и
управления
церковными
имуществами
сосредоточены были в Монастырском
приказе,
отданном
в
ведение
светскому
лицу, боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину.
Для
прекращения
жалоб
на
беспорядки
монастырской
жизни,
на
тунеядство
и
соблазнительное
бродяжничество монахов и монахинь из одного
монастыря
в
другой
монахи
и
монахини были
переписаны, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz