С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
за
внутреннею жизнию друг друга. Для этого каждый двор имеет при других
дворах
постоянных представителей: Россия
должна
была
выполнить
это
необходимое
условие вступления в общую европейскую жизнь. Мы уже видели, как
ей
трудно
было это сделать и как Петр с глубокою верою
в
способности
своего
народа
решил трудный вопрос, признавши и здесь необходимость практической школы,
и
назначил на важнейшие дипломатические посты русских
людей.
Но
мало
было,
чтоб представители России при чужих дворах вели себя искусно и достойно: они
должны были поддерживать достоинство своего двора
внешнею
обстановкою,
на
что нужно было много денег; кроме того, посланники должны были иметь в своем
распоряжении значительные суммы для подкупа
влиятельных
лиц,
для
узнания
нужных
секретов.
Для
удовлетворения
всем
этим
требованиям
прибыльщики
изыскивали всевозможные средства; взято было
все,
что
только
можно
было
взять; отдано было на откуп все, что можно было отдать.
Отнято
было
право
владельцев мест, где производились торжки, брать пошлину
на
себя,
пошлина
стала идти в казну; уничтожены
были
так
называемые
тарханы,
по
которым
известные лица освобождались
от
платежа
пошлин.
У
бедного
народа
была
роскошь - дубовые гробы; и этот предмет роскоши казна взяла себе и продавала
против покупной цены вчетверо дороже; наложена была пошлина на бороду и усы:
кто не хотел бриться, отплачивался деньгами.
Все эти тяжести и труд русский народ должен был поднять временно,
чтоб
вдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения, а
эти
средства состояли в искусстве и
знании.
Петр
прямо
и
для
всех
понятно
указывал
своему
народу
цели
его
и
своей
чрезвычайной
деятельности
-
внутреннее спокойствие и внешняя безопасность посредством хорошо устроенного
войска и обогащение страны посредством торговли. Так, эти
цели
прямо
были
высказаны в знаменитом манифесте 1702 года о вызове
иностранцев
в
Россию.
"Мы побуждены были,- говорит царь,-
в
самом
правлении
учинить
некоторые
нужные и к благу земли нашей служащие перемены, дабы
наши
подданные
могли
тем более и удобнее научиться поныне им неизвестным познаниям и тем искуснее
становиться во всех торговых делах".
При таком практическом взгляде легко понять, какого рода
школы
должны
были явиться в Москве; явились школы
математическая
и
навигаторская,
где
первыми преподавателями были три англичанина. Школы эти находились в ведении
Оружейной палаты, т. е. адмирала Головина и дьяка, известного нам Курбатова.
Скоро после заведения школ знаменитый
прибыльщик
уже
радовался,
что
многие всякого звания и зажиточные люди познали сладость науки и отдают в те
школы детей своих, а иные молодые люди сами приходят с
немалою
охотою.
Мы
уже
упоминали
о
правиле
Петра,
которого
держались
и
все
его
сотрудники,"брать иностранцев, но строго наблюдать
за
ними,
чтоб
они
не
теснили русских, и как можно скорее
выдвигать
последних,
чтоб
они
могли
заменить наемников.
Так
и
Курбатов
немедленно
к
трем
учителям-англичанам
приставил
помощника русского, Леонтия Магницкого, и заметим, что
иностранцы
"обязали
себя к нему ненавистью", по выражению Курбатова, за отличное
выполнение
им
своих обязанностей; Курбатов всеми силами поддерживал Магницкого, вследствие
чего англичане должны были только усерднее исполнять свои обязанности.
Этот
Магницкий
был
автором
знаменитой
"Арифметики,
сиречь
науки
числительной", изданной в 1703 году.
Для школ и для распространения сведений между любознательными взрослыми
людьми нужны были книги на русском языке, прежде
всего
учебники.
Понятно,
что нужно было
переводить
их
с
иностранных
языков,
понятно,
что
дело
перевода книг было одним из самых важных и самых трудных дел. Кроме страшной
трудности передачи научных понятий на языке народа, у которого до сих пор не
было науки, была еще трудность, происходившая от существования двух
языков,
резко
различавшихся
друг
от
друга:
книжного,
или ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113