С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
Федора
Алексеевича наступило время царицы Натальи: сын ее Петр
провозглашен
царем
мимо старшего брата Иоанна, совершенно неспособного и больного; этот Иоанн -
последний сын царя Алексея от первого его брака, но
у
него
много
сестер,
девиц-царевен,
из
которых
одна
была
знаменитая
Софья
Алексеевна,
представляющая любопытное явление, знамение времени.
Неслыханное было прежде дело, невозможное, чтоб девица,
царевна
вышла
из терема и приняла участие в делах правительственных, а теперь Софья именно
это делает. Что же
была
за
причина
этого
явления?
Дух
времени,
можно
ответить общепринятым выражением, точнее, сознание
необходимости
перемены,
сознание, прояснявшееся
во
дворце
прежде,
чем
где-либо.
Причина
этому
явлению та же, которая заставляла русского человека
пробираться
сначала
в
Киев, потом и дальше за наукою, которая заставляла царя и
вельмож
вызывать
для своих детей учителей из-за границы; причина
та
же,
которая
заставила
царя Алексея завести при дворе своем театральные
представления
и
потешать
ими себя и свое семейство. Царевна вышла из терема; обстановка двора уже
не
та: у братьев - учитель, известный Симеон Полоцкий, который учит
и
сестру,
учит легко и весело, передает
много
разных
вещей,
все
у
него
примеры,
анекдоты, остроумные изречения, и все
в
стихах
для
лучшего
удержания
в
памяти. Сфера расширяется, птица побывала
на
свободе,
видела
мир
Божий;
старый
терем
становится
тесен
и
душен;
умирает
отец;
царевна
около
болезненного брата, царя Федора: кто запретит сестре быть у больного
брата,
прислуживать ему? У больного бояре рассуждают о
делах;
царевна
слушает
и
учится, ей легко выучиться, потому что прежде была приготовлена; вот уже она
в новой широкой сфере, и сфере обольстительной для
существа
энергического,
честолюбивого, а тут
и
страсть,
страсть
к
человеку
самому
видному
по
способностям и образованию,
к
кн[язю]
Вас[илию]
Вас[илиевичу]
Голицыну.
Новая жизнь крепко обхватила царевну Софью. Но брат Федор умирает,
и
царем
провозглашают маленького Петра, т. е. отдают правление матери
его
Наталье.
Что же предстоит царевне Софье? Проститься со
всеми
обаяниями
этой
новой
раскрывшейся для нее жизни, выйти
из
этой
широкой
сферы,
где
так
было
расправились ее силы, и возвратиться опять в терем. Терем? Но ограничится ли
дело
теремом?
Не
вероятнее
ли
всего,
что
ей
с
сестрами
предстоит
монастырское заключение, ибо могут ли они ожидать милости от мачехи, которую
раздражали, оскорбили? Жизнь
улыбнулась
так
приветливо,
и
вдруг
должно
отказаться
от
нее,
в
цвете
лет
стать
невольною,
опальною
монахинею,
претерпеть стыд унижения пред ненавистною мачехою.
Искушение было слишком велико; Софья станет
действовать
по
инстинкту
самосохранения, станет изо всех сил, всеми возможными средствами
отбиваться
от судьбы, от терема, монастыря, с отчаянием полного силы и жизни
человека,
которого влекут зарывать
живым
в
могилу.
Она
ищет
около
себя
средств
спасения и находит: стрельцы недовольны, их можно
возбудить
против
нового
правительства, но это можно сделать только обманом, сказавши,
что
старшего
царевича Ивана, законного наследника
престола,
несправедливо
обойденного,
обиженного,
извели
родственники
царицы
Натальи,
Нарышкины.
Чрез
это
возбуждение можно
заставить
стрельцов
истребить ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113