С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
бурями
преобразования, все истомлены и жаждут пристать к тому или
другому
берегу;
для всех одинаково важен и страшен вопрос: сын похож ли на отца? Царевич был
умен; об этом свидетельствует сам Петр, который писал ему: "Бог разума
тебя
не лишил".
Царевич был охотник приобретать познания, если это не
стоило
большого
труда,
был
охотник
читать
и
пользоваться
прочитанным,
признавал
необходимость
образования.
Но
мы
знаем,
что
в
России
и
до
Петра
чувствовалась необходимость образования
и
преобразования;
до
Петра
были
люди, которые обратились за наукою к западным
соседям,
учили
детей
своих
иностранным
языкам,
выписывая
учителей
из
польских
областей.
Но
это
направление, обнаружившееся при царе Алексее, Феодоре и во
время
правления
Софьи, явилось недостаточным для Петра; с учеными западнорусскими
монахами,
с учителями
из
польских
шляхтичей,
которые
могли
выучить
по-латыни
и
по-польски и внушить интерес к спорам о хлебопоклонной ереси,
-
с
помощию
одних этих людей нельзя было сделать Россию одною из главных держав
Европы,
побороть шведа, добиться моря, создать войско и флот,
вскрыть
естественные
богатства России, развить промышленность и торговлю; для
этого
нужны
были
другие люди, другие средства, для
этого
нужна
была
не
одна
школьная
и
кабинетная работа, для этого нужна была страшная, напряженная
деятельность,
незнание покоя; для этого сам Петр идет в плотники, шкипера и
солдаты,
для
этого призывает всех русских людей забыть на время выгоды, удобства, покой и
дружными усилиями вытянуть родную страну на новую, необходимую дорогу.
Многим
этот
призыв
показался
тяжек,
и
тяжек
он
показался
не
раскольникам каким-нибудь, ибо эти люди также из-за своих
убеждений
готовы
были на лишения и подвиги: этот призыв показался тяжек
людям
образованным,
которые были вовсе не прочь
попользоваться
европейскою
цивилизацией)
для
выгод и удобств житейских, но чтоб эта цивилизация
не
так
дорого
стоила,
пришла
бы
сама
собою,
без
большого
напряжения
сил
с
их
стороны.
Представителем этих-то людей был царевич Алексей. Он был тяжел на подъем, не
способен к напряженной деятельности, к сильному труду,
чем
отличался
отец
его; он был ленив физически и потому домосед, любивший
узнавать
любопытные
вещи из книги, из разговора только. Сын по
природе
своей
жаждал
покоя
и
ненавидел все то, что требовало движения, выхода из привычного
положения
и
окружения.
Отец, которому по природе его были более всего противны
домоседство
и
лежебокость, во имя настоящего и будущего России требовал от сына внимания к
тем средствам, которые могли обеспечить России приобретенное ею
могущество.
Отец работал без устали, видел уже, как
зрели
плоды
им
насажденного,
но
вместе чувствовал упадок физических сил и слышал зловещие голоса: "Умрет,
и
все погибнет с ним, Россия возвратится к прежнему варварству". Эти
зловещие
голоса не могли бы смутить его, если
б
он
оставлял
по
себе
наследника,
могшего продолжать его дело.
Понятно, что Петр не мог позволить себе странного требования, чтоб
сын
его и наследник обладал всеми теми- личными средствами,
какими
обладал
он
сам, но он считал совершенно
законным
для
себя
требование,
чтоб
сын
и
наследник имел охоту к продолжению его дела, имел убеждение в
необходимости
продолжать его. Недостаток сильных
способностей
восполнялся
относительной
легкостью дела, ибо начальная, самая трудная его часть уже
была
совершена;
дело было легко и потому, что преемнику приходилось работать в кругу хороших
работников, приготовленных отцом. Для успеха при таких условиях
нужна
была
только охота, сочувствие делу. "Не трудов, но охоты
желаю",
-
писал
Петр
сыну. Петр при своей работе в
сонме
сотрудников
не
досчитывался
одного,
родного сына и наследника! При перекличке русских
людей, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113