С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
и
Вечным
Московским миром, гонение на православных
в
Польше,
отнятие
архиерейских
кафедр у православных и отдача их униатам
не
ослабевают,
но
усиливаются.
Православные обращаются с жалобами к
русскому
правительству,
и
Петр
для
прекращения этих жалоб решается употребить сильные меры.
В 1722 году приезжает в Москву
белорусский
епископ
Сильвестр,
князь
Четвертинский, представляет длинный список обид и притеснений, какие
терпит
православное духовенство от католиков, показывает знаки ран,
полученных
им
самим за то, что вступился за своих священников, палками обращаемых в
унию.
Петр
написал
королю,
что
единственное
средство
прекратить
жалобы
православных- это составить комиссию для исследования обид
и
получения
за
них
удовлетворения.
Но
эту
комиссию
нельзя
составить
из
одних
поляков-католиков, в ней непременно должен быть русский и царский подданный.
"Если же паче чаяния, - писал Петр королю, - удовлетворения не воспоследует,
то мы будем
принуждены
сами
искать
себе
удовлетворения".
Не
дожидаясь
ответа,
Петр
уже
назначил
своего
комиссара,
переводчика
при
русском
посольстве в Варшаве, западнорусского
же
уроженца
Рудаковского,
которому
немедленно же велел ехать в Могилев, осведомиться подлинно обо
всех
обидах
людям греческого исповедания, приготовить все доказательства для комиссии
и
стараться, чтоб впредь не было гонения на православных.
Протестанты в польских владениях также обратились к Петру с просьбою
о
покровительстве; видя это, прусский двор спешил также присоединиться к делу,
обратился к русскому государю с просьбою заступиться за евангеликов, гонимых
в Польше. Так поднимался
знаменитый
диссидентский
вопрос,
который
ровно
через 50 лет после описываемых событий, в 1772 году, решился первым разделом
Польши,
когда
знаменитая
собирательница
русских
земель
Екатерина
II
присоединением
Белоруссии
отпраздновала
столетний
юбилей
Петра
I.
Рудаковский писал Петру, что епископ белорусский все доносил
справедливо
о
гонениях на Церковь восточную, разве что еще забыл написать. Комиссар
начал
свою
деятельность:
по
жалобе
пинских
монахов
на
захват
православных
монастырей и церквей в унию поведено было дело в суде и состоялся приговор о
возвращении
отнятых
монастырей
и
церквей
православных.
Рудаковский
с
мужеством привел в исполнение королевский декрет об этом возвращении. Тщетно
ксендзы и униаты вопили как бесноватые: "Нам беда! Нам грозит смерть!
Лучше
бы
нам
было
видеть
в
этих
церквах
турок
или
жидов,
чем
проклятых
схизматиков!"
Ожесточение
вызывало
ожесточение
и
с
другой
стороны:
значительнейшие из русского духовенства в Белоруссии предлагали Рудаковскому
поднять простой народ и перебить
всех
католиков
и
униатов,
потому
что,
говорили они, простой народ весь пойдет за
нами.
Рудаковский
отвечал
им,
чтоб позабыли и думать об этом
и
дожидались
бы
покровительства
русского
государя, который
уже
прислал
его,
Рудаковского,
для
защиты
восточной
Церкви. Ненависть поляков к небывалому у них комиссару
доказывала,
что
он
был прислан не понапрасну. Польские министры требовали, чтоб Рудаковский был
отозван, "ибо не помним, - писали они, -
чтоб
когда-либо
прежде
подобные
комиссары жили в землях наших и вмешивались в дела духовные".
Но комиссар не был отозван и
продолжал
свою
деятельность.
С
другой
стороны, Петр шел наперекор королю Августу в его стремлениях сделать
Польшу
наследственною в своей фамилии, удержать
польское
войско
под
начальством
саксонского фельдмаршала, в замыслах разделить Польшу. Таким образом,
союз,
заключенный
с
целию
сделать ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113