С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
имевших
право
и
обязанность непосредственно помогать преобразователю в его
деле,
наследник
один не откликался. Когда его звали на любимый отцовский праздник, на
спуск
корабля, Алексей говорил: "Лучше б мне
на
каторге
быть
или
в
лихорадке
лежать, чем там быть".
Отец
требует
от
сына,
чтоб
тот
переменил
свою
природу, сын считает отца мучителем, только тогда и спокоен, когда находится
вдали от отца; и вот в его сердце закрадывается страшная мысль, как было
бы
хорошо, если б навсегда
освободиться
от
присутствия
отца,
как
было
бы
хорошо, если
б
отец
умер.
Алексей
кается
в
грешной
мысли
духовнику;
духовник, имевший сильное влияние на духовного сына, отвечал: "Бог
простит:
мы и все того желаем".
Итак, все того же желают, все ненавидят
отца,
все
сочувствуют
сыну,
который становится представителем, любимцем народа
именно
потому,
что
не
похож на отца. Зачем же после того меняться, исполнять отцовские требования?
Сын считает своею обязанностию удаляться от дел отцовских; отец считает
своею обязанностию спасти будущее России, пожертвовав сыном.
"Я,-
пишет
к
нему Петр, - за свое отечество и за людей жизни не жалел и не жалею, то
как
могу тебя негодного пожалеть?" Петр потребовал решительно, чтобы царевич или
переменил свое поведение, или отрекся от
престола,
но
простого
отречения
было мало, ибо его можно было выставить невольным и разрешить всякие клятвы,
потому царевич должен был постричься. Алексей бежит за границу, отдается под
покровительство германского императора, призывает чужого
государя
в
судьи
между собою и отцом. Алексея возвращают, и
по
его
показаниям
вскрывается
обширное дело, в котором участвуют
и
старица
Елена
(постриженная
царица
Евдокия), и сестра Петра царевна Марья, много
людей
духовных
и
светских,
начиная с высших; вскрывается целый арсенал суеверий: опять пытки,
казни
и
опалы. Алексей умер. Тайна его смерти не открыта историею, но открыта
тайна
отцовских страданий. "Страдаю, - говорил Петр,а все за отечество, желая
ему
пользы; враги делают мне пакости демонские; труден
разбор
невинности
моей
тому, кому это дело неизвестно, Бог видит правду".
Все эти черные тучи и преимущественно дело сына
расстраивали
здоровье
Петра, сокращали его жизнь. Но были и утешения, были успехи
даже
и
в
той
тяжкой
и,
по-видимому,
.бесплодной
борьбе
с
закоренелым
злом,
со
взяточничеством и казнокрадством. Внушения
действовали,
дела,
на
которые
прежде смотрели так легко, считали
обыкновенными
и
позволенными,
явились
преступлениями.
Человек, лежа на смертном одре, терзается
совестию,
боится
предстать
пред Суд Божий и посылает царю
просьбу
простить
его
за
злоупотребления,
которые он себе позволил при рекрутском наборе. В такой просьбе Петр
именно
мог видеть результат своих внушений, своего учения.
Не
могли
не
радовать
Петра и успехи относительно материального благосостояния.
Несмотря
на
все
препятствия, неопытность в ведении дела и расход денег по частным
карманам,
государственные доходы увеличивались.
Для
устранения
злоупотреблений
при
переписи
дворов
введена
была
подушная
подать,
шедшая
на
содержание
постоянного войска.
Крестьяне дворцовые, монастырские и помещичьи
платили
по
74
коп.
с
души, государственные - по 114коп. и освобождались от всех прежних
денежных
и хлебных податей и подвод; купцы и цеховые платили по 120 коп. По
расчету,
сделанному в 1710 году, доходы простирались до 3 134000 рублей,
но
в
1725
году их было 10 186707 рублей. Заведена была ревизия; но первой ревизии 1722
года податного состояния оказалось
5969313
человек,
в
том
числе
172385
купечества;
городов
в
империи
было
340.
В
конце
царствования
число
регулярного войска простиралось до 219 000,
в
том
числе
в
гвардии
2616 ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113