С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
развитие
происходит
более
или
менее
правильно,
быстро
или
медленно,
достигает высоких степеней или останавливается на низших - все
это
зависит
от причин внутренних, коренящихся в самом организме, или от влияния внешних.
Органическое тело, народ, растет, растет внутри себя, обнаруживая скрытые
в
нем изначала условия здоровья или болезни, силы или слабости и в то же время
подчиняясь благоприятным или неблагоприятным внешним
условиям,
из
которых
главное как для отдельного человека, так и для целого народа -
это
условие
живого окружения, общества, ибо могущественные побуждения к развитию и формы
этого развития даются
обществом
для
отдельного
человека,
для
народа
-
другими народами, с которыми он находится в постоянной связи,
в
постоянном
общении. Органическое тело, народное тело растет, значит, проходит известные
возрасты, разнящиеся друг от друга, легко отличаемые.
Легко отличаются два возраста народной жизни: в первом
возрасте
народ
живет преимущественно под влиянием чувства;
это
время
его
юности,
время
сильных
страстей,
сильного
движения,
обыкновенно
имеющего
следствием
зиждительность, творчество политических форм. Здесь благодаря сильному
огню
куются памятники
народной
жизни
в
разных
ее
сферах
или
закладываются
основания этих памятников.
Наступает
вторая
половина
народной
жизни:
народ
мужает,
и
господствовавшее до сих пор чувство
уступает
мало-помалу
свое
господство
мысли. Сомнение, стремление поверить то,
во
что
прежде
верилось,
задать
вопрос - разумно или неразумно
существующее,
потрясти,
пошатать
то,
что
считалось до сих пор непоколебимым, знаменует вступление
народа
во
второй
возраст, или период, период господства мысли.
Историк не должен отдавать преимущества одному из этих возрастов
перед
другим, пристрастно относиться к тому или другому. О вкусах не спорят; пусть
один говорит, что ему нравится растение особенно тогда, когда оно
одевается
первою свежею зеленью; другой приходит в восторг от цветка;
третий
скажет:
"Что цвет? Поскорее бы он увядал, поскорее бы завязывался и созревал
плод!"
Но все это не научное дело. Историк знает, что при
этом
движении,
которое
называется развитием, с приобретением или
усилением
одного
начала,
одних
способностей утрачиваются или ослабляются другие.
Человек
возмужал,
окреп
чрез
упражнение
мысли,
чрез
науку
и
опыт
жизни
приобрел
бесспорные
преимущества и между тем горько сожалеет о невозвратно минувшей юности, о ее
порывах и страстях; мудрец жалеет о заблуждениях: значит, в
этом
пережитом
возрасте было что-то очень хорошее, что утратилось
при
переходе
в
другой
возраст. В тот возраст народной жизни, когда господствует
чувство,
возраст
сильных и страстных движений, возраст подвигов, народ страстно
относится
к
предметам своих привязанностей, он сильно любит и сильно ненавидит, не давая
себе отчета о причинах своей привязанности и вражды.
Стоит
только
сказать
ему, что предмет его привязанности в опасности, стоит
подняться
священному
для него знамени, он собирается, несмотря на все
препятствия,
он
жертвует
всем,
чувство
дает
ему
силу,
способность
совершать
громадные
работы,
воздвигать
здания
не
материальные
только,
но
и
политические.
Сильные
государства, крепкие народности, твердые
конституции
выковываются
в
этот
возраст, в этот период господства чувства. Но
этот
же
период
знаменуется
явлениями вовсе не привлекательными: чувство не сдерживается мыслию,
знание
слишком слабо,
суеверие
и
фанатизм
ведут
к
самым
печальным
явлениям;
неопределенность отношений очищает произволу, силе сильного
обширное
поле,
и, что кажется так
прекрасно,
так
поэтично
издали,
на
картине
или
на
театральной сцене, то, приближенное
к
нашим
глазам
научными ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113