С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
и
сильной;
отсюда
борьба в Риме при этом, образование
партий,
вопли
старой
римской
партии
против этих иностранных учителей-греков, которые портят
нравы,
отнимают
у
римлян их прежний нравственный национальный строй.
Для русского народа предстояла и другая невыгода: он должен
был
иметь
дело
с
учителями
из
чужих
живых
и
сильных
народностей,
которые
не
останавливались,
но
шли
быстро
в
своем
развитии,
почему
юный
народ,
долженствовавший заимствовать у них плоды цивилизации, осужден
был
гнаться
за ними без отдыха, с страшным напряжением сил. Ему не
давалось
передышки,
досуга передумать о всем том, что он должен был заимствовать, переварить всю
эту обильную духовную
пищу,
которую
он
воспринимал.
Внимание
его
было
постоянно поглощено этим
разнообразием
явлений,
которое
представлял
ему
цивилизованный мир Западной Европы, и, естественно, отвлекалось от своего, а
это вело к томительному недоумению, с каким русский
человек
останавливался
между явлением, которое он видел у других народов и
для
него
желанным,
и
отсутствием условий для его
произведения
на
родной
почве
или
неуменьем
отыскать эти условия. А тут еще новая невыгода
от
постоянного
присутствия
перед глазами русского человека живых сильно развивающихся
народов,
та
же
самая невыгода, какая проистекает для отдельного
молодого
человека,
когда
его слишком долго оставляют под надзором и руководством наставника:
молодой
человек привыкает ходить на помочах в
ущерб
самостоятельности
и
быстроты
своего развития. Таковы-то были чрезвычайно неблагоприятные
обстоятельства,
которые встретил русский народ при своем движении на запад, при соединении с
тамошними цивилизованными народами.
Народы
слабые
при
встрече
с
цивилизациею,
с
этим
тьмочис-ленным
разнообразием новых явлений и отношений, какие она им представляет, не могут
выдержать
ее
натиска
и
падают,
вымирают.
Народ
русский
обнаружил
необыкновенную силу, выдержавши натиск цивилизации;
но
можно
ли
сказать,
чтоб это было для него легко, чтоб
он
не
подвергался
при
этом
страшным
опасностям, тяжелым ударам?
В первую половину своей истории он долго
вел
борьбу
с
Азиею,
с
ее
хищными ордами, выдерживая их страшные натиски и заслоняя
от
них
Западную
Европу;
долго
боролся
он
с
ними
из-за
куска
черного
хлеба.
Вышедши
победителем из этой борьбы, он смело ринулся на другую сторону, на запад,
и
вызвал чародейные силы его цивилизации, чтоб и с ними померяться. Вызов
был
принят,
и
страшен
был
натиск
этих
чародейных
сил;
это
уже
не
был
материальный натиск татарских полчищ, это был натиск потяжеле, ибо
это
был
натиск духовных сил, натиск нравственный, умственный.
Таковы
были
опасные
стороны нового
положения,
в
какое
становился
русский
народ.
Благодаря
успехам нашей науки мы
оставили
далеко
за
собою
ребяческие
мнения,
по
которым одному человеку приписывалось то, что являлось по общим, непреложным
законам народной жизни, мнения, по которым в вину одному человеку
ставились
неблагоприятные
обстоятельства,
бывшие
необходимым
следствием
известных
исконных условий развития какого-нибудь народа.
Но
мы
должны
признать
и
значение вождей народных, великих людей: от их искусства
зависит
уменьшить
затруднения, ослабить вредные влияния опасных сторон
известного ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113