С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
подданных?
Мы
все
воруем
с
тем
только
различием, что один больше и приметнее, чем другой".
Ничто так не раздражает, не выводит
из
себя
человека
сильного,
как
сознание, что всякая сила бессильна
против
тупой
силы
закоренелого
зла.
Пример
кровавой
борьбы
Петра
со
взяточничеством
и
казнокрадством,
с
неуважением к обязательной одинаково для всех
силе
закона
показывает
все
затруднительное положение правительства, не встречающего пособия в обществе,
когда правительство самое сильное
и
благонамеренное
связано
какою-нибудь
неправильностию в общественном развитии, встречает около себя немой заговор:
все, по-видимому, слушается, преклоняется,
трепещет,
а
на
деле
делается
свое, наставления, угрозы, наказания пропадают даром. Для
силы
нет
ничего
тягостнее, как сознание бессилия,
что
никакими
средствами
нельзя
ничего
сделать, надобно ждать, предоставить времени лечение болезни.
Понятно,
что
на Петра находили черные тучи,
но
самая
черная
туча
нашла
на
него
по
семейному делу, по делу царевича Алексея.
Время, с которым
мы
имеем
дело,
есть
время
тяжкой
борьбы,
какая
обыкновенно знаменует великие перевороты в
жизни
народов.
Во
время
этих
переворогов рушатся самые крепкие связи;
борьба
не
ограничивается
жизнию
общественною, она проникает в заповедную внутренность домов, вносит вражду в
семейства.
Божественный основатель религии любви и мира
объявил,
что
пришел
не
водворить мир на земли, но ввергнуть нож среди людей,
внести
разделение
в
семьи, поднять сына на отца и дочь на мать. То же явление представляет нам и
гражданская
история.
Неудивительно,
что
страшный
переворот,
который
испытывала Россия в первую четверть XVIII века, внес разделение и
вражду
в
семью преобразователя и
повел
к
печальной
судьбе,
постигшей
сына
его,
царевича Алексея. Мы ежедневно встречаемся с явлением, что
дети
не
бывают
умственно и нравственно похожи
на
родителей.
Сильные
столкновения
часто
происходят от этого и в частных семьях, но подобные
столкновения
в
семьях
владельческих ведут иногда к кровавым последствиям. Св.
Константин
Великий
казнил сына своего Криспа.
В XVIII веке прусский король Фридрих Вильгельм I едва не
казнил
сына,
знаменитого впоследствии Фридриха
II.
В
семьях
владельческих
несходство
между отцом и сыном условливает несходство настоящего с будущим
для
многих
людей, иногда для целого народа, особенно это несходство может быть
обильно
последствиями, грозить реакциями во времена сильных переворотов.
Понятно, следовательно, почему
в
царствование
Петра
вопрос:
сын
и
наследник преобразователя похож ли на отца? - был вопросом первой
важности.
Переворот, движение, при котором родился и воспитался Петр, который
не
был
начат, создан Петром, но к которому совершенно
пришлась
его
огненная,
не
знающая покоя природа, переворот повредил его семейным отношениям
в
первом
браке.
Жена пришлась не по мужу; Петр испытал
на
себе
ту
невыгоду
старого
обычая, от которой хотел потом освободить своих
подданных,
назначив
время
для ознакомления между женихом
и
невестою.
В
древней
России
следствием
такого
отсутствия
предварительного
ознакомления
было
заключение
жен
в
монастыри; то же случилось и с царицею Евдокиею. Петр женился
на
Екатерине
Алексеевне Скавронской, которая совершенно приходилась по нем, которая могла
не отставать от мужа, а муж не умел ходить, а только бегать. Но
от
первого
брака остался сын и наследник,
царевич
Алексей.
Россия
волнуется ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113