С.М. Соловьев "Петровские чтения"



Движение началось благодаря сильной
руке,
но
чтоб
оно
шло
с
возможною
быстротою, успехом, нужен был глаз,
надзор
заводчика,
хозяина,
начавшего
громадное производство; а что такое глаз, надзор без собственного
знания
и
опыта надзирающего? Вот почему в этой неутомимой работе,
в
стремлении
все
узнать и сделать самому мы видим необходимое приготовление к той царственной
деятельности, которая выпадала Петру во время движения его народа
на
новую
дорогу. Народ должен поднять страшную тяжесть; сознает, что должен, обойтись
без этого нельзя, но, естественно, колеблется, останавливается в недоумении,
как приняться за дело, достанет ли сил. Что же делает великий человек, вождь
народный? Он первый подставляет свои могучие плечи под тяжесть,
отдает
всю
свою чрезвычайную силу
в
общее
дело,
и
дело,
благодаря
этому
вкладу,
начинается, идет, народ получает
помощь.
И
вот
подле
значения
великого
учителя народного другое значение - великого помощника
народного,
а
образ
все тот же - образ царя-работника.
Уяснив для себя этот образ, в котором Петр впервые является перед нами,
уяснив для себя это первое определение, которое Петр
дал
самому
себе:
"в
работе пребывающий", мы будем следить за этою работою, т. е.
будем
следить
за тем, какую помощь оказывал великий царственный работник своему
народу
в
тяжелом деле перехода от его древней истории в новую, перехода, сопряженного
с такими тяжестями, каких не испытывал никакой
другой
народ
при
подобном
переходе. Прежде всего великая помощь была оказана народу тем,
что
он
был
выведен из самого
печального,
растлевающего
силы
отдельного
человека
и
целого народа положения, когда
возбужденный
ум
отрицательно
относится
к
окружающим явлениям, и
в
то
же
время
не
имеет
средств
создать
новые
отношения, новый мир, где
бы
ему
было
спокойнее
и
просторнее;
прежние
явления существуют, но лишенные для него содержания, значения,
и
он
ходит
между ними, как между гробами и развалинами. Единственное
средство
вывести
его
из
такого
печального
положения
-
это
труд,
сильная
практическая
деятельность, отвлечение его от задавания себе и другим праздных вопросов
и
привлечение
его
к
решению
вопросов
на
деле.
По
недостатку
точных
исторических наблюдений у нас приписывали Петру это отрицательное
отношение
ко всему существовавшему, разрушительные удары,
нанесенные
прежним
формам
государственной
жизни,
удары,
которые
тяжело
отозвались
и
в
мире
нравственном. Но теперь мы знаем, что это отрицательное отношение
началось,
усилилось
прежде
Петра;
прежде
него
русский
человек
уже
отрицательно
относился ко всему, начиная с бороды, широкого, по азиатскому покрою
платья
до
высшей
сферы
религиозной,
где
слышались
отрицания
как
со
стороны
раскольника,
который
обольщал
себя,
будто
стоял
за
неприкосновенность
старины,
так
и
со
стороны
человека,
наслушавшегося
католических
и
протестантских внушений. Этот-то период отрицания,
сомнения,
колебания,
-
период
необходимый,
ибо
им
начинается
переход
в
возраст
умственного
развития, но страшно вредно действующий на силы отдельного человека и целого
народа, когда бывает продолжителен, - этот-то период и был укорочен
Петром,
который уничтожил праздношатание мысли, засадив русских людей за работу,
за
решение практических задач.
Природа Петра давала
ему
средства
исполнить ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz