С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
сознание о недостатках этого быта, о их вредных следствиях в
деле
народной
безопасности,
народной
силы,
народной
чести.
Каким
же
способом
могло
пробудиться это сознание?
Тем же, каким оно пробуждается
и
в
отдельном
человеке,
-
способом
сравнения
и
противоположения,
а
способ
этот,
разумеется,
усиливается
вследствие выхода в более широкую сферу,
вследствие
приобретения
большого
количества предметов, явлений для сравнения и противоположения. Долгое время
все внимание русского человека было обращено
на
Восток,
к
миру
степных,
хищных варваров, народов кочевых, нехристианских, стоявших на низшей ступени
развития, чем народ русский. Русский человек сознал свое резкое различие
от
этих народов и, находясь в том возрасте, когда преобладает
чувство,
сознал
свое резкое различие от степного варвара в религии; не русский и татарин, но
христианин и бусурманин, или поганый, вот какие представления были напереди;
здесь
прошла
резкая
нравственная
граница
между
русскою
народностию
и
азиатским миром. Но на Западе другие соседи, народы с другим
характером.
И
здесь прежде всего было подмечено и стало на первом плане религиозное, т. е.
вероисповедное, различие: православный
христианин
или
просто
христианин,
христианин по преимуществу, и латынец (римлянин), литор, кальвин;
и
здесь,
на Западе,
вероисповедное
различие
провело
резкую
нравственную
границу
русской народности, вот почему и говорим мы, что православие легло в
основу
русской народности, охранило ее духовную и
политическую
самостоятельность;
под его знаменем поднялась и собралась Восточная Россия, чтоб не пустить
на
московский престол латынца, польского короля или сына его; под его
знаменем
отстаивала свою
народную
самостоятельность
западная
Россия
в
борьбе
с
Польшею.
Мы говорили, что Россия дурно защищена природою, открыта с востока, юга
и запада, легкодоступна вражьим нападениям, но отсутствие резких
физических
границ
заменено
для
русского
народа
духовными
границами,
религиозным
различием на востоке и юге, вероисповедным на
западе;
в
этих-то
границах
крепко
держалась
русская
народность
и
сохранила
свою
особность
и
самостоятельность.
Затем русский человек, разумеется, обратил внимание и на
другие
черты
сходства и различия между своими соседями, между народами, с
которыми
имел
дело, и по этим чертам также начал
определять
свои
отношения
к
ним.
Он
заметил, например, племенное сходство и различие
и
поставил
поляков-литву
особо,
немцев,
т.
е.
всех
западноевропейских
народов
неславянского
происхождения, особо. Заметил и резкое различие между восточным
и
западным
человеком,
азиатским
и
западноевропейским,
грубость
первого,
умелость,
образование второго. Особенно поразило русского человека в противоположность
с
его
собственною
бедностию
богатство
заморского
немца,
англичанина,
голландца,
гамбурца,
любчанина,
богатство
и
искусство
(досужество).
Заморский немец привозит товары необходимые, но которых русский
человек
не
умеет делать; у заморских немцев много денег, и, кроме того, они умеют вести
свои дела, умеют вести их сообща, умеют сговориться и
поставить
на
своем,
тогда как русские люди торгуют
каждый
отдельно,
не
умеют
сговариваться,
помогать друг другу и потому всегда в проигрыше пред
немцами,
не
могут
с
ними стянуть, как
они
сами
выражаются.
Немцы
привозят
товары
дорогие,
которые в их земле не родятся,
родятся
далеко
за
океаном,
но
немцы
на
кораблях своих плавают по всем морям,
пристают
ко
всем
землям,
покупают ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113