С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
в
том,
чтоб
приучать
человека давать правильное употребление своим
силам,
ставить
нравственные
границы для них.
Воспитание
не
оканчивается
домом,
школою;
воспитывает
главным образом общество; оно воспитывает хорошо, если выработало
известные
нравственные законы, поставило нравственные границы и
зорко
смотрит,
чтоб
личная сила не
переступила
их;
общество
воспитывает
хорошо,
если
дает
простор всякой силе в ее хорошем направлении и сейчас же ее сдерживает,
как
скоро она уклонилась от этого направления.
Что обыкновенно делает человек, когда отправляется из дому в
общество,
где встретит людей, к которым питает уважение? Он заботится,
чтоб
все
его
внешнее не произвело невыгодного впечатления,
он
охорашивается,
старается
вести себя прилично. Благо тому обществу, которое необходимо
требует,
чтоб
каждый член, входя
в
него,
нравственно
охорашивался,
чтоб
каждая
сила
употреблялась надлежащим образом, чтоб личная сила не переступала
известных
нравственных границ, поставленных общественным
самоуважением,
общественным
тактом: такое общество
дает
хорошее
воспитание
человеку.
Но
горе
тому
обществу, где сила не находит себе нравственных границ, где она не считается
с другими силами, не чувствует обязанности сторониться перед ними, где перед
нею
расступается
доступная
ее
давлению,
мягкая,
слабая
толпа
и
сила
разнуздывается беспрепятственно.
Горе тому обществу, которое не
может
встретить
каждую
силу
строгим
допросом, откуда она и куда направлено ее
стремление,
не
может
испытать,
настоящая ли это сила или фальшивая, самозваная. Горе тому обществу, которое
способно преклониться и служить этой фальшивой, самозваной
силе.
Юре
тому
обществу, в которое можно вступить, не охорашиваясь
нравственно,
с
полным
неряшеством, без уважения к общественному глазу в делах своих, без
уважения
к общественному уху в словах своих, без уважения к
общественному
смыслу
в
мыслях своих.
Горе тому обществу, где
порок
не
ищет
темных
углов,
но
горделиво
разгуливает при дневном свете по улицам
и
площадям,
Гope
тому
обществу,
которое не умеет поверять ни слов, ни дел,
которое
безотчетно
увлекается,
как ребенок, первым движением, первым
громким
словом.
Такое
общество
не
может дать хорошего воспитания: дети могут ли воспитать мужей?
Мы видели, что Петр не мог получить школьного воспитания,
разумея
под
ним
правильное
научное
образование,
умственное
и
нравственное,
под
руководством более или менее искусных наставников. Но быть
может,
общество
могло восполнить этот недостаток, могло дать ему хорошее
воспитание?
После
внимательного рассмотрения состояния старинного русского общества, в котором
Петр необходимо должен был воспитываться, мы
получим
ответ
отрицательный.
Физической
разбросанности,
разрозненности
народа
соответствовала
нравственная не сплоченность
общества
и
потому
невозможность
выработать
крепкие нравственные границы для сил, которым предоставлялся широкий степной
простор; личная сила могла встретить себе сдержку в
другой
большой
личной
силе или в собирательной физической силе толпы.
Дурной
воевода,
например,
мог делать все, что хотел, нравственных сдержек не было; он мог пасть,
если
встречался с каким-нибудь другим, более сильным
лицом,
или
от
восстания,
бунта толпы, выведенной из терпения его насилиями. Экономические условия,
о
которых была речь прежде, не могли вести к
благоприятным
для
нравственных
сдержек
отношениям,
ибо
эти
условия
заставили
невооруженную
часть
народонаселения непосредственно кормить вооруженную.
Не выработались известные сословные группы,
крепкие
своею
внутреннею
сплоченностию, сознанием своих общих интересов, своих прав,
определенностью
своих отношений друг к другу, сознанием, которое могло поднимать нравственно
каждого члена такой группы, сильного
не
личною
силою,
но
своею
крепкою
связью
с ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113