С.М. Соловьев "Петровские чтения"
|
сочленами
своими
при
равенстве
между
ними.
Все
отношения
основывались на личной силе: человек безусловно подчинялся более сильному
и
в то же время безусловно подчинял себе менее
сильного,
и,
таким
образом,
преобладающим
отношением
было
отношение
господина
к
рабу.
Отсутствие
образования, науки задерживало развитие духовных сил, не
вело
к
появлению
особого рода авторитетов, сильных
не
физическою
силою,
не
силою
своего
положения,
но
средствами
исключительно
нравственными.
Отсутствие
образования, науки отнимало возможность самостоятельно относиться к
каждому
явлению, поверять его, отличать истинные авторитеты
от
ложных.
Отсутствие
образования, науки давало
то
печальное
духовное
равенство,
при
котором
различию по материальным средствам давалась полная сила. Все
это
вместе
с
долговременным отчуждением народа от общения с народами, стоявшими на равной
или высшей ступени общественного развития, постоянное обращение с
народами,
стоявшими на низшей ступени, не могло благоприятно действовать на
состояние
общества в древней России, давать ему возможность хорошо
воспитывать
своих
членов.
Нравы
были
грубы,
и
нам
не
нужно
входить
в
подробности
для
доказательства сказанного, стоит указать
на
одно
доказательство
ясное
и
неопровержимое
-затворничество
женщины.
Существо,
от
которого
преимущественно
зависит
соблюдение
чистоты
семейной,
наряда
внутренней
жизни, и существо слабое материально, женщина
не
могла
быть
безопасна
в
обществе, на улице. В обществе мужчин, дома
и
вне
дома
глаз
ее
не
был
безопасен
от
оскорбительного
для
нравственности
зрелища,
ухо
-
от
оскорбительного для нравственности слова; существо слабое физически не
было
безопасно при отсутствии уважения сильного к слабому вообще.
Но
при
таких
условиях естественное и необходимое дело - уйти, спрятаться, запереться,
не
выглядывать на свет, чтоб не видеть дел темных. При объяснении этого явления
не нужно прибегать к мудрствованиям, натяжкам, предполагать
какие-то
чужие
влияния; дело объясняется для каждого
ясно:
выпустим
ли
мы
женщину
или
ребенка ночью на улицу, когда знаем, что на улице небезопасно; то же сделаем
и
днем,
когда
удостоверимся,
что
и
днем
небезопасно;
при
отсутствии
безопасности сильный выходит вооруженный, слабый сидит дома
запершись:
так
естественно произошло затворничество женщины
в
древнем
русском
обществе,
разумеется, в классах достаточных, где женщина
могла
не
быть
работницею,
обязанною поневоле выходить из дому.
Понятно, что такое общество не могло дать хорошего воспитания, понятно,
что представитель такого общества являлся очень дурным,
хотя
по
природным
своим качествам был очень хорошим
человеком.
Петр
обладал
необыкновенным
нравственным величием, это величие выражалось в
том,
что
он
не
побоялся
сойти с трона и стать в ряды солдат, учеников и
работников,
когда
сознал,
что необходимо ввести в свой народ силу, до
тех
пор
мало
известную
и
в
почете не
находившуюся,
силу
умственного
развития,
искусства
и
личной
заслуги.
Необыкновенное нравственное
величие
Петра
выражалось
в
способности
уважать нравственное величие в других и сдерживаться им; как бы
он
ни
был
раздражен, он умел всегда преклониться пред подвигом гражданского
мужества, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113