С.М. Соловьев "Петровские чтения"



дешево,
продают
дорого
и
наживают
великие
барыши.
Русский
человек
присматривается к немцам, которые из них богаче, которые искуснее, и
видит,
что богаче, искуснее немцы поморские, те, у
которых
больше
кораблей,
те,
которые плавают и торгуют по всем морям.
Отсюда для русского человека представление моря как силы, которая
дает
богатство, отсюда страстное желание, стремление
к
морю,
чтоб
посредством
него стать таким же богатым и умелым народом, как
народы
поморские.
Таким
образом, богатство и
умелость
заморских
иностранцев,
противопоставленные
собственной бедности и неразвитости, пробудили в сильном историческом, т. е.
способном к развитию, народе стремление выйти
из
своего
затруднительного,
печального
положения,
умерить
односторонность
земледельческого
быта
промышленным и торговым развитием, средствами
указанными,
действительность
которых очевидна; отсюда движение от востока к западу, от Азии к Европе,
от
степи к морю.
И это
движение
началось
сейчас
же,
как
только
восточные
варвары
ослабели, русские осилили их,
могли
вздохнуть
поспокойнее,
оглядеться
и
заметить сказанное различие между собою и поморскими народами,
ибо
великий
исторический народ пребывать в застое не может, а если
древняя
Россия
нам
представляется в застое, то это застой относительный, это только медленность
движения
в
известных
сферах
вследствие
могущественных
препятствий,
встречаемых народом.
Как только татарские ханы перестают подходить к Москве и брать
в
плен
ее князей, сын того князя, который был пленником в
Казани,
Иоанн
III
уже
заводит сношения с Западной Европой и вызывает
тамошних
художников,
чтобы
строить церкви, дворцы и башни в своем Кремле. Внук его Иоанн IV, как только
угомонил восточных татар взятием Казани и Астрахани, так сейчас же
обращает
все свое внимание на запад, хочет непременно добиться до заветного моря.
Оттолкнутый от него соединенными усилиями поляков и
шведов,
Иоанн
IV
готов отдать всю русскую торговлю в руки англичан, лишь бы только те помогли
ему получить хотя одну гавань на Балтийском море.
Царь
Алексей
Михайлович
делает наивное предложение герцогу Курляндскому, не может ли
тот
позволить
строить в своих гаванях русские корабли; это всего лучше показывает движение
и
его
направление,
всего
лучше
показывает,
как
мысль
о
море
стала
господствующею, неотразимою. Таким образом, русские уже двинулись,
и
новый
путь был определен; движение начинается
с
XV
и
XVI
века,
одновременно,
следовательно, с движением западноевропейских народов,
с
их
переходом
из
одного возраста в другой, но у нас, на Востоке, это движение шло чрезвычайно
медленно вследствие страшных препятствий.
Польша и Швеция
легли
на
дороге,
загородили
море,
пробиться
было
невозможно с теми нестройными массами, какие
представляло
русское
войско,
требовавшее
для
успеха
коренного
преобразования.
На
западе
загорожена
дорога,
а
восток,
степной
восток,
употребляет
последние
усилия,
чтоб
удержать свою добычу, свою пленницу - Россию. В то время как царь
Иоанн
IV
обратил все свое внимание на запад, крымский хан подкрался
и
сжег
Москву,
сжег так, что она уже после того не поправлялась. Только что при царе Борисе
успели решить вопрос, что лучше отправить своих русских за границу
учиться,
чем
вызывать
иностранных
учителей
в
Россию,
только
что
распорядились
исполнением этого решения, как
степи
снова
всколыхались,
явились
оттуда
казаки с самозванцами и выполнили степную работу опустошения, уравнения,
т.
е. уравняли все с землею получше татар; долго Россия должна
была
отдыхать,
оправляться после посещения
этих
проповедников
протеста.
Путешественники
рассказывают, что когда они проезжали местами, где гостили казаки, то,
чтоб
остановиться и погреться в избах, прежде нужно было
очистить
эти
избы
от
трупов их прежних обитателей. После
такой ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113
Hosted by uCoz