Полный курс лекций по русской истории. Часть 3. От Времени Петра Великого до краткого обзора времени императора Александра II и великих реформ.
путем
дворянство
от
случайных
примесей,
правительство желало вместе с тем удержать в дворянстве те
обедневшие роды,
которые сошли в разряд однодворцев,
и
не приказывало смешивать их с прочей
массой однодворцев.
Всеми
указанными
мерами
времени
Елизаветы
дворянство
из
класса,
отличительным признаком которого служили
государственные повинности,
стало
превращаться
в
класс,
отличием
которого
делались
особые исключительные
права:
владение землей
и
людьми.
Иначе
говоря,
дворянство
становилось
привилегированным сословием
в государстве,
наследственным и замкнутым. Это
был очень важный шаг
в историческом развитии русского дворянства;
это было
введением к знаменитым
мерам о дворянстве Петра
III и Екатерины II. Как мы
уже
видели, дворяне при Елизавете,
получив имущественные привилегии, стали
мечтать об освобождении и от служебной повинности.
Но для этого освобождения не пришло еще время.
Напротив, при Елизавете
службу с
дворян спрашивали очень строго. За укрывательство грозили строгими
наказаниями;
смотры недорослям,
вновь
вступающим на службу, производились
по-прежнему, и за
неявку на них
налагались суровые кары. Однако стремление
дворянства избегнуть
службы, заметное и раньше, не
уменьшалось. Оно и было
причиной, почему правительство не могло решиться не только снять с дворян их
обязанность, но даже облегчить ее. Правительство боялось остаться без людей.
Зато
в
царствование
Елизаветы
много было
сделано, чтобы
облегчить
дворянству
обязательное
для него
обучение.
В 1747 г.
дан
был регламент
Петербургской Академии наук, учрежденной
для
развития науки
в России,
по
мысли Петра
Великого, еще при Екатерине I. Эта Академия
в первые годы жила
исключительно силами и трудами ученых немцев. Между ними не было согласия. С
течением
времени
в
Академии
появились
и
русские
деятели:
Нафтов,
Тредиаковский, Ломоносов. Последний начал борьбу с академическими немцами, и
в Академии по-прежнему не было мира и порядка. Назначение в 1746
г. Кирилла
Разумовского президентом
Академии еще раз вывело наружу и прежде не скрытые
беспорядки
и
повело
к
регламенту
1747
г.
Этим
регламентом
Академия
определялась
как ученое и
учебное учреждение. Она
состояла собственно
из
Академии (собрание
ученых людей),
Университета (собрание учащих и учащихся
людей) и подготовительной к Университету
Гимназии.
Десять академиков с
их
адъюнктами (помощниками), непременно из русских людей, составляют
Академию.
Особые от Академии профессора и
их ученики-студенты составляют Университет.
Гимназия
из
20
молодых людей
готовит
своих
питомцев к университетскому
курсу. Учиться при Академии могут люди всех званий, кроме податных.
Однако
первыми
шагами академического университета
правительство было
недовольно.
Явилась
мысль
выделить
университет
как
самостоятельное
учреждение.
В
1754
г. Ив.
Ив. Шувалов
выработал
проект
университета в
Москве,
центральном городе
России,
который более Петербурга доступен
был
провинциальному дворянству и "разночинцам" (допущенным в университет наравне
с дворянством). В 1755 г. университет в Москве был открыт, и Ив. Ив. Шувалов
назначен его куратором. В университете было 10 профессоров и три факультета:
юридический, медицинский и философский. При
университете было две гимназии:
одна для дворян, другая для разночинцев (но не для податных классов).
Хотя оба университета назначались не для
дворянства, но и
для
прочих
классов, однако пользоваться ими дворянство
могло шире
других
лиц, потому
что на нем лежала повинность
обучения,
и потому что
ко
времени Елизаветы
дворянство
ранее
других
классов
сознало
необходимость
просвещения
и
прибегало
к
помощи
домашних
учителей
(весьма
сомнительных
знаний
и
достоинств, по
свидетельству самого правительства). Этому стремлению дворян
учиться
правительство
Елизаветы
сознательно
шло
навстречу.
Оно
не
ограничилось
университетом,
но заботилось
о
развитии
других
дворянских ..далее